Ежегодно любители водных путешествий отправляются на сплавы, порой не взвешивая свои возможности и особенности горной реки Абакан и ее быстрых притоков. Так, сплавляясь по бурной реке Она, многие даже не знают о том, что их ждет встреча с опасными порогами разного уровня сложности, имеются участки с установленными специальными аншлагами. А это значит, что сплавщикам рекомендовано причалить и обойти участок пешком, но так делают далеко не все, а в погоне за адреналином рискуют не только своим здоровьем, но и жизнями.
Тот же порог «Максим» 4-й категории сложности (всего степеней 6) можно пройти по воде, обладая хорошей специальной подготовкой и экипировкой. Порог «Максим» имеет сливы в разные стороны, поворот на 90 градусов и откосную плиту в воде, которая уходит прямо ко дну реки. Сразу за «Максимом» начинаются «щеки» – место, где скалы «сжимают» реку. Затем еще один опасный порог – «Змейка». При подъеме воды, которые бывают и летом из-за обильных дождей, эти пороги проходить не желательно.
Также любители экстрима в последнее время используют надувные моторные лодки для прохождения бурных притоков горной реки Абакан. Это огромный риск для жизни, особенно для неопытных судоводителей.
Чтобы выйти на сплав, нужно обязательно тщательно изучить маршрут и обязательно зарегистрироваться в МЧС. Поисковую операцию пропавших туристов может осложнить не только неблагоприятные погодные условия, но и то, что люди отправляются на сплав «дикарями», не поставив в известность ни спасателей, ни сотрудников Единой диспетчерской службы.
Так что, выбирая маршрут, рассчитайте правильно свои возможности. Только так можно избежать роковой трагедии. В зависимости от маршрута выбирайте и снаряжение. Сплав по категорийным рекам гораздо опаснее, чем по обычным, он требует повышенного внимания к вопросам безопасности.
Чтобы избежать трагедии, необходимо соблюдать следующие правила: строго следовать всем инструкциям проводника или старшего группы; держаться на расстоянии устойчивой голосовой связи с лодкой или катамараном, плывущим впереди, внимательно слушать сообщения о предстоящих препятствиях и передавать их плывущим за вами; плыть как можно дальше от завалов и отдельных деревьев, лежащих поперек реки и ни в коем случае не хвататься за них руками; в самых опасных местах проводить лодку вручную вдоль берега; все колющие и режущие предметы в лодке держать только зачехленными; иметь при себе в непромокаемой упаковке спички для разведения костра при ЧС; не вставать в лодке в полный рост; не подходить к берегу на большой скорости; не вытаскивать груженую лодку на берег при падении в воду или её переворачивании, не пытаться схватить лодку, даже на глубоком месте. Если все же вы оказались в воде, то попытайтесь выбраться на близлежащий берег. Если вы отстали от группы и чувствуете, что не сможете найти дорогу самостоятельно – остановитесь на ближайшей косе, разведите костер и ждите помощи.
Существуют правила техники безопасности и во время стоянок. Причалив к берегу, крепко привяжите лодку к деревьям или кустам независимо от того, осталась она на воде или вытащена на берег, так как порыв ветра может сбросить ее в реку; следите за нагревом резиновой поверхности в солнечные дни. Во время рыбалки у завалов, выбирайте безопасное место, исключающее падения в воду при потере равновесия.
Сейчас многие путешественники говорят о своих встречах с хозяином тайги. При столкновении с медведем нужно следовать следующим правилам: если зверь не заметил вас, попытаться не шуметь, дабы не привлекать его внимание (у медведя очень плохое зрение и скорее всего он не увидит вас). Если он вас заметил и заинтересовался, производите как можно больше шума (крики, стук, свист и т.п.), попытайтесь сделать так, чтобы казаться больше (например, при помощи куртки), но ни в коем случае нельзя бежать!
Основными причинами гибели людей, связанной с водой, является несоблюдение элементарных мер безопасности. Мы настоятельно рекомендуем вам не употреблять спиртные напитки во время сплава по воде.
И непременное правило: на маршруте любой степени сложности вы должны быть в спасательных жилетах.
Помните, причина несчастных случаев на воде кроется только в небрежном отношении человека к самому себе!
Р. Килин,
старший государственный инспектор по маломерным судам Абазинского инспекторского участка центра ГИМС ГУ по РХ
Оставить сообщение: