Разблокировали – заблокировали. Так и живем
– Вы отчитаетесь, что за год сделали? – интересуюсь у главы сельсовета Александра Сергеевича Лебедева.
– Нет, скажу только сколько денег мы на этот год получили, и куда их потратим.
С этого сход и начал:
– Мы получили 7,5 миллионов дотаций, против 4-х в прошлом году. Но нам только на зарплату надо в год восемь миллионов с лишним. Есть еще собственные доходы – это еще 2 миллиона 170 тысяч рублей. Пытаемся выкрутиться, как можем. Вот смотрите: в январе нам поступило 633 тысячи рублей, но счет был заблокирован на 500 тысяч рублей. Мы счет разблокировали. Осталось 133 тысячи. Выплатили аванс. Получили за февраль – отдали людям остатки. Счет опять заблокировали на 300 тысяч рублей. Сейчас получим – разблокируем. И так каждый год. А собственные полномочия остаются. Вот смотрите: перестал гореть свет по улице Октябрьской. Приехала госавтоинспекция, проехала по улице, взяла свидетелей, написала в суд. Благо обошлись без штрафа, предписание «Устранить». Устранили. Теперь вот надо искать средства на межевание кладбища. Но все враз – свет, дороги, благоустройство – мы финансово не можем потянуть. Потому прошу, наберитесь терпения. И поймите, всё, что можем, мы делаем…
В таком режиме «заблокировали-разблокировали» живет не только Арбатский сельсовет, а пожалуй, весь район и вся республика. О чем тут же и сообщил Глава района А.А. Дьяченко, отметив вкратце сложности и достижения в работе районной администрации:
– Александр Сергеевич лукавит. Не все так плохо. Вы не отдали кому-то на какую-то разблокировку. Вы заплатили свои долги по налогам. Вот вы говорите у вас блокировка на 300 тысяч. А у нас (районной администрации) счета будут заблокированы на полтора миллиона рублей. Мы закрываем долги 2016-2017 годов, а долги этого года опять копятся. Но мы понимаем, что ситуация в стране такова, что никто нам разом таких средств не даст. Было однажды, когда обязанности главы Республики исполнял Михаил Развожаев. Единственный прецедент.
Кстати говоря о бюджете, стоит сказать, что бюджет района от года к году растет. Так, развивая программную деятельность, удалось привлечь в районную казну 156 миллионов рублей, то есть каждый рубль из средств местного бюджета привлек 64 рубля из бюджетов иных уровней.
Что еще бы хотел отметить, нынче депутаты приняли бездефицитный бюджет. Мы не стали его «надувать», поднимая планку собственных доходов. Подошли к бюджету реально, указав тот уровень собственных доходов, на которые реально можем рассчитывать. Считаю, что в условиях нынешних экономических трудностей – это единственно верный путь – ставить реальные цели и решать их.
И еще, как бы там ни было, объем дотации сельсоветам в этом году вырос в два раза. 40 миллионов рублей против 20, эти средства идут по целевому назначению, район лишь распределяет их согласно методике, которая учитывает массу параметров – от удаленности до количества жителей.
Компенсация за «цифру»
И пока жители готовили вопросы представителям власти, Марина Георгиевна Сагалакова, руководитель УСПН, сообщила о возможности получить компенсацию за установку оборудования для приема цифрового телевидения. Компенсация будет предоставляться малообеспеченным гражданам на оборудование, которое было и будет приобретено в 2019 году. Ранее установленное оборудование в расчёт не пойдет. Отметила Марина Георгиевна и то, что сейчас нет проблем с выплатами льгот, субсидий и детских пособий.
И вновь о лесе…
Бессменный руководитель Хакасского ЛПХ Ольга Петровна Киргинекова – человек прямой, активный и неравнодушный. Было бы странно, если бы она на сходе промолчала:
– Вот скажите мне, почему к нам в ЛПХ приходят люди от других предпринимателей и говорят, что они десять, пятнадцать лет отработали и устроены никогда не были. Что получается? Наше предприятие честно платит за рабочих во все фонды, выплачивает даже льготную пенсию, если она положена, предоставляет все социальные гарантии, несем, понятно, расходы. А остальные, что? Платить не обязаны? Неравноценная выходит конкуренция. Почему честные-то налогоплательщики страдают?
– Я с вами на сто процентов согласен – платить должны все, – ответил глава района. – Но нельзя сказать, что мы ничего не делаем. Вопросы законной лесозаготовки и законного трудоустройства работающих в лесной отрасли поднимались неоднократно на совещаниях и сессиях. Сейчас как никогда активно идут прокурорские проверки и по государственным предприятиям, и по частным лесозаготовителям.
Тут трудно с главой не согласиться, скандальный репортаж «Санитары леса» телеканала «Россия 24» весьма активизировал внимание всех ветвей власти к проблемам бесконтрольной вырубки леса и социально-незащищенным работникам лесодобычи. Но ведь проблема-то существует с 90-х годов прошлого века.
Закон «сырой», но платить будем
Глава же буквально из огня да в полымя. От «черных» лесорубов с «серыми» зарплатами – к теме «мусорной» реформы.
Суть реформы для села проста – сельчане будут платить за то, за что никогда не платили – за вывозку и переработку мусора. Причем с наших подворий его никто забирать не будет. Мы сами его повезем к контейнерным площадкам, какие обязательно установят во всех сельсоветах. А платить будем за то, что региональный оператор их от контейнерных площадок вывезет на свалку в Абазу. И где-то там его, возможно, переработают.
Пока для сельчан действует отсрочка – до сентября квитанции от регионального оператора «Аэросити-2000» не придут. А дальше «под рубль» подведут всех.
Обсудить и в самом деле есть чего. Скажем, тот же тариф, он рассчитан по нормам образования мусора на одного человека в городе. Но для села, где 70% мусора сжигается или уходит в компост, эти нормы должны быть в разы меньше. А.А. Дьяченко заверил, что эти нормы скорее всего пересмотрят и тогда тариф обязательно станет ниже. Пока же он – более сотни рублей с человека. То есть ежемесячный платеж с семьи из 4-х человек будет составлять 400-500 рублей.
По залу, конечно, гневный гул. Но, как отметил Алексей Александрович, это федеральный закон, его нельзя обойти, его надо исполнять. Слабое утешение, но другого не будет.
– Закон сырой, он будет еще дорабатываться. И наша задача не молчать о его недостатках, а активно обсуждать, – подытожил глава района.
Староста села – это вам не шутки
Еще одно новшество – теперь в каждом селе будет свой сельский староста. Работа эта совершенно бесплатная, на общественных началах, но зато хлопотная и требующая мобильности, поэтому добровольцев нет. Наконец глава сельсовета не выдерживает:
– Предлагаю Виктора Лосякова, я с ним работаю, знаю его.
По залу шум:
– А он где? А он согласен?
– Да кто его спросит! Голосуйте!
– Согласен, – отрубает Александр Сергеевич.
Всё, можно поздравить Виктора – за него село проголосовало единогласно. Он пока не в курсе, но позже обрадуется…
А где участковый?
Отдельная песня – участковый. Если верить сельчанам, в Арбатах он гость редкий.
Вот, собственно, что говорили о своем «Анискине» арбатцы:
– Почему у нас участковый в селе не живет? Первый раз я столкнулась с проблемой, когда умер родственник, вызвала участкового в 4 часа утра, а он приехал в 12 часов… на следующий день. И еще заставил нас раздеть покойника, чтобы осмотреть есть синяки или нет. А в этом году у нас появился не совсем адекватный «террорист», он требовал у бабушек деньги, запугивал пожилых людей. Мало того, он еще и в школу явился – требовал деньги у детей. Мы позвонили в дежурную часть в полдень, а приехали правоохранители в пять часов вечера. Нас за это время могли бы перебить всех. Участковый должен жить в селе!
Ответ на вопрос об участковом уперся в кадры. Ну нет желающих примерить лавры Анискина. В уголовный розыск, ГИБДД, в любую структуру полиции идут, а участковых – 30% от числа необходимых. Не хотят ехать в деревню.
Кадровый голод в деревне лютый и не проходящий. Но это же не значит, что жизнь сельчан должна зависеть от прихоти неадекватного «террориста». И уже второй вопрос: почему, если звонок поступил в полдень, полицейские добрались до Арбатов только через пять часов. Хотелось бы получить ответ…
Школа будет, если…
Под занавес схода арбатцев одновременно обрадовали и озадачили, сообщив, что строительство школы в Арбатах включено в федеральную программу на 2020 год. Но есть одно «но» – до августа 2019 года надо успеть сделать всю документацию. А это значит необходимо решить проблему с предоставлением участка. Изначально предназначенный для школы участок оказался мал. Теперь необходимо выделить другой пройдя массу процедур. Однако помня, что арбатцы ждут школу уже ни один десяток лет, право на промедление глава просто не имеет…
Галина Павловна Байкалова довела до сведения сельчан, что компенсационная выплата родителям по уходу за детьми-инвалидами теперь составит 10 тысяч рублей плюс районный коэффициент. Ранее эта выплата составляла порядка 8 тысяч рублей.
Арбаты – малые, а проблемы большие
Если кратко обозначить основные проблемы Малых Арбатов, получится: клуб – здравоохранение – автобус – лошади.
Клуб здесь 1970 года рождения. Ощущение такое, что с тех пор он знал только косметический ремонт. Темный зрительный зал, просевший потолок и прогибающийся под ногами пол. В таком клубе говорить-то громко страшно, не то что петь и плясать. Но как бы не мечтали малоарбатцы, в этом году капитального ремонта клуба опять не будет. Необходима проектно-сметная документация. Цена вопроса – 350 тысяч рублей, а где их взять? Глава района пообещал, что будут думать. Надо сказать, что Арбатский сельсовет вниманием к объектам культуры даже избалован. Капитальный ремонт СДК проведен Арбатах, а в Больших Арбатах построено новое здание социокультурного центра.
Лошади, кажется, вечная проблема арбатцев. Они как гуляли по селам и деревням, так и гуляют. Ирина Николаевна Тохтобина довела до сельчан требования закона – метить своих животных. Теперь эта обязанность возлагается на плечи хозяев. Не будет метки – будет штраф до 5 тысяч рублей. Но успокоила, что метить можно и просто – выкрасив корове рога, пометив круп лошади тавром или все той же краской, то есть любым удобным для вас способом. Кстати, сейчас есть возможность обратиться в специализированную службу по отлову и содержанию безнадзорных животных, таковая есть в Минусинске. Если раньше служба занималась только собаками, то с приобретением соответствующего транспортного средства, «отловить» могут и бродячую лошадь. Такие вот реалии, мотайте на ус, хозяева.
Станет ли от этого меньше бродячих табунов? Хочется верить, что – да.
Здравоохранение вызывает у населения бурю негативных эмоций. Зал буквально сыплет фамилиями лежачих больных, детей-инвалидов, кому необходим хотя бы еженедельный осмотр фельдшера, а к ним врач годами не заходит.
Цитирую к сведению главного врача:
«Обратилась в участковую больницу с просьбой проставить капельницы на дому больной без обеих ног. И пока не подняла скандал, не поставила на уши уже районную больницу, дело с мертвой точки не сдвинулось».
«Старики 80-летние сами удивляются тому, что к ним годами не заходит врач».
«Почему в нашей участковой больнице не лечат бесплатно? В районной мой муж-инвалид лечился бесплатно. А в участковой от капельниц до лекарств – все за свой счет».
Первый заместитель главы района Г.Г. Тодинов диктует номер своего телефона:
– Если возникают вопросы по здравоохранению, обращайтесь напрямую.
Обратятся. Арбатцы, судя по всему, не из молчаливых. И это откровенно радует. Французы говорят: «Скажи слово «боль» и она станет меньше». И в самом деле, проблема, о которой говорят вслух, имеет пусть малый, но шанс на решение. Замалчивание же ведет лишь к тому, что проблема отодвигается в дальний угол, откуда её еще, ой, нескоро извлекут. А потому говорите, сельчане, говорите, сельские сходы для того и нужны!
Наталья Ковалева
Оставить сообщение: