Огромную роль в спасении п. Кубайка сыграли самоотверженные работники «Таштыпского ДРСУ». Ко Дню гражданской обороны МЧС России – 4 октября, мы решили вспомнить тяжелые майские дни не случайно. Ведь именно работники ДРСУ защитили гражданское население, не дав воде затопить поселок. Об этом рассказал Сергей Андреевич Кондратьев – мастер по строительству ГУП РХ «Таштыпское ДРСУ» и вспомнил события тех дней:
– В тот самый день, когда вода начала стремительно прибывать, мы работали на Абазинском перевале. Нам позвонили и оповестили о бедствии в пять часов вечера. Сказали, что надо срочно выезжать. Мы выехали…
Таких людей, как работники Таштыпского ДРСУ, уже мало чем можно удивить. За многие годы они много чего повидали: наводнения, пожары, зимнюю пургу, стужу и знойную жару. Есть только одно – поставленная задача! И эту задачу необходимо выполнить, во что бы то ни стало.
На вопрос: «Как домашние отреагировали на срочный отъезд?», Сергей Андреевич ответил просто:
– Спокойно. За долгие годы они уже привыкли к особенностям нашей работы. Собрали все необходимое, проводили и остались нас ждать.
Какие чувства и переживания были внутри у женщин в этот момент и в последующих днях ожиданий, знают только они.
На сборы и путь до подтопляемого поселка ушло три часа. Не так-то просто доставить тяжелую технику. Бригада прибыла на место дислокации в 20:00. Внимательно все места осмотрели, выявили, где необходим срочный подъем дамбы и сразу приступили к работе, предварительно отсыпав размытые труднопроходимые участки дороги.
Так как Таштыпское ДРСУ и раньше работало в п. Кубайка, то они отлично знали, где взять скальник. Ни теряя ни минуты начали его вывозить на дамбу. Нечего говорить и о том, как аккуратно и профессионально нужно загребать экскаватором и вываливать в кузов грузовика тяжелую породу. Одно неловкое движение может привести к непоправимому исходу.
Водитель КамАЗа – оказалась одной из самых трудных и ответственных профессий в те дни. Десятки рейсов делали туда и обратно по размытой водой дороге и с десятью тоннами скальной породы в кузове. Поверни руль в ненужный момент, и машина перестанет тебя слушаться, «уйдет» под гору или в реку. Чуть ниже по течению, где вода протекала больше всего, дамба полностью стояла в воде. Чтобы привезти и свалить для ее укрепления скальник, нужно было в прямом смысле «ехать вслепую». Потому что под мутной водой не было видно её верхнего уровня. Так водители и ехали по этому гидротехническому сооружению – с максимальной осторожностью. И самое страшное – они пробирались по воде задним ходом, рискуя в любой момент утопить машину и себя в бурлящей воде. Вот где проявляются настоящий мужской характер, профессионализм и ответственность! Приехавшие чуть позже МЧСники, глядя на невероятное мужество камазистов, сказали коротко – сумасшедшие!
– Сколько времени длился ваш первый рабочий день в Кубайке?
– С восьми вечера и до шести утра. Потом поспали три часа, поели и опять за дело. Вода быстро прибывала, а стихия со временем не считается, так что, каждая минута была на счету, – вспоминает Сергей Андреевич.
На базе отдыха предпринимателя Шовкопляс работникам выделили два домика, там они и ночевали. Времени раскладываться не было и спали все в одежде, да и погода не баловала – дождь, сырость. Взятые из дома одежда и плащи хорошо защищали уставших работников от холода. А привезенные сотрудниками МЧС световые столбы, придавали дополнительную порцию тепла.
На следующий день к трем часам дня прибыли работники дорожной службы Абакана и принялись помогать. Очень жаль, что самая тяжелая и опасная работа в очередной раз легла на плечи Таштыпского ДРСУ. Всего было вывезено около двух тысяч тонн скальной породы – это примерно двести машин. Время на загрузку машины, тяжелую дорогу до дамбы, выгрузку и обратно – это как минимум один час. А если посчитать, сколько перевез скальника каждый водитель? Сколько ковшей загрузил машинист экскаватора? Просто невообразимо представить этот тяжелый труд. Люди работали на износ, практически, без сна и отдыха, каждый понимал – поселок надо спасти.
Четверо протяженных суток работали «спасатели» Кубайки: А.П. Рыженко – машинист экскаватора, В.П. Байкалов и С.В. Булаев – водители тралов, В.Л. Хохоликов – водитель бульдозера, В.П. Ракин, В.В. Левин, П.С. Салагашев, С.А. Борсуков – водители и С.А. Кондратьев – мастер по строительству. С ответственностью они подошли к сложившейся ситуации и проделали колоссальный труд.
– Как встретили вас дома, после стольких дней разлуки?
– Да как обычно – были рады. Нам дома рады после каждого рабочего дня, каким бы он не был, – последовал ответ все также невозмутимого Сергея Андреевича. Он и об этих днях, наполненных напряженным трудом и опасными для жизни ситуациями, рассказывает спокойно, без особых эмоций. Это отличительная черта коллектива Таштыпского ДРСУ – в любой тяжелой обстановке реагировать спокойно.
Таким получился наш диалог с одним из тех, кто принял на себя борьбу со стихией. Эти герои (не постесняюсь их так назвать), не покладая рук, не жалея себя, работали для незнакомых им людей и их безопасности. Не подавал никто из них и виду о том, что устал, вымотался или что-то болит. Свои проблемы они привыкли держать внутри. Многие вероятно думали: «Работают и работают. Что тут такого?». Но если сесть на место водителя КамАЗа или экскаватора и провести за «баранкой» столько непрерывных часов работы, в таких невероятных условиях, то их мнение круто изменится.
Павел Тинников
Государственное унитарное предприятие Республики Хакасия Таштыпское дорожное ремонтно-строительное учреждение выражает огромную благодарность за активное участие в ликвидации последствий наводнения в мае-июне 2014 года в Таштыпском районе:
– С.А. Кондратьеву – мастеру по строительству;
– А.П. Рыженко – машинисту экскаватора;
– А.В. Лапину – машинисту экскаватора;
– С.В. Хохоликову – машинисту экскаватора;
– В.П. Ракину – водителю;
– В.В. Левину – водителю;
– С.А. Борсукову – водителю;
– П.С. Салагашеву – водителю;
– В.С. Проноза – водителю.
В. Тюгаев,
директор ГУП РХ «Таштыпское ДРСУ»
Оставить сообщение: