Цветут жарки, богатырь скачет на коне по степи навстречу солнцу к далёким синим вершинам-тасхылам, хранящим тайны истории. Звенят струны чатхана, хайджи поёт о тайге, героях и любви. Обо всем этом рассказывает музыка Георгия Ивановича Челборакова.
Родился первый профессиональный национальный композитор 28 октября 1937 года в деревне Карагай. Детство пришлось на тяжелые военные годы, несмотря на все тяготы, мальчик интересовался музыкой, инструментами: балалайкой, чатханом. В годы учебы в Таштыпском интернате, при любой возможности старался научиться играть, мелодии подбирал на слух.
Во время службы в армии, в 1956 году, Георгий посещал армейский клуб, там же представилась возможность обучиться игре на баяне.
– Сначала не получалось, но командир поощрял мои занятия... в конце концов достал самоучитель и получилось, – вспомнит он позже.
В период с 1962 по 1972 годы, во время учёбы в Абаканском музыкальном училище и работы заведующим музыкальной частью в Областном драматическом театре им. М. Ю. Лермонтова, талант Челборакова начинает проявляться. Он сочинял и записывал песенные тексты, но долгое время стеснялся показать их кому-либо, после обращения к своему наставнику – композитору Александру Александровичу Кенелю и его одобрения, Георгий Иванович начинает больше работать: объезжает множество деревень и сел, изучая фольклор, записывая народное творчество на магнитофон и подмечая особенности исполнения.
Первые песни «Весенние облака», её исполнили студенты музыкального училища на радио, и «Сердце матери» написал в 1964 году. На тот момент, теории композиции он ещё не знал и создавал интуитивно. Будучи студентом, пишет еще ряд песен, таких как «Белая береза – краса весны», «Коммунизм – солнечный свет», «Несите песни отцов», музыку к спектаклю «Айдон» и другие. Тексты были записаны в Москве, на Всесоюзной студии грамзаписи.
К 1970 году изданы более десяти его вокальных произведений. Во время обучения на композиторском факультете в Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского создаёт симфоническую поэму «Таежная быль», кантату «Цвети, Хакасия моя» для солистов xopa и симфонического оркестра.
Вернувшись домой в 1978 году, Челбораков стал вести класс чатхана при Абаканском музыкальном училище. Спустя год опубликуют его методические рекомендации «Уроки игры на чатхане». Благодаря учебному пособию, дети коренной национальности обучались игре на чатхане во многих уголках Хакасии. Нотная запись мелодий позволила создать хакасский народный ансамбль из десяти чатханистов.
В 1979 году в Абакане состоялся первый семинар самодеятельных композиторов, под руководством Георгия Ивановича. К этому времени он был автором более восьмидесяти песен на тексты хакасских поэтов, двадцать из них завоевали популярность среди населения, часто использовались в репертуаре певцов. Развитие музыкальной культуры Хакасии вступило в новый период.
Благодаря композитору значительно пополнились музыкальные фонды. В 1980 году в город Фрунзе для записи произведений были направлены лучшие хоровые, инструментальные коллективы и вокалисты области. Всесоюзная фирма «Мелодия» выпустила пластинку с песнями Челборакова.
Одними из важных произведений в этот период стали симфоническая поэма «Подвиг», увертюра «Память» и сюита для виолончели «Настроение, как воспоминание об отце, погибшем в годы Великой Отечественной войны при защите города Смоленска и как память о подвиге советского народа».
В 1983 году открывается Красноярская организация Союза композиторов РСФСР (далее – СК). Потребность в создании местного СК в крае существовало давно, причиной его отсутствия был дефицит профессиональных музыкальных кадров. До СК в Красноярске работало местное отделение композиторов-любителей, шефствовали над ним члены Ленинградского СК. Последние стали инициаторами создания Союза. В ноябре 1984 года в Абакане состоялось выездное заседание правления организации о принятии Георгия Ивановича в члены СК. Большинство проголосовали «за».
– Челбораков натура одаренная. Изначально он песенник, в песне особо ярко проявилась его самобытность, не повторяемость. Еще не имея профессионального образования, он написал ряд песен, которые пошли в народ, – отмечали в Красноярском СК.
Так, открылась новая страница его биографии, началась плодотворная работа по развитию и популяризации хакасской музыкальной культуры. За достижения в области искусства присвоено звание «Народный артист Республики Хакасия» и «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации»
Несмотря на постоянную занятость и высокий статус, он никогда не забывал о своих корнях и малой родине.
– Мой отец был грамотным, высокоустремлённым человеком. Он часто писал музыку в своём кабинете, обычно ближе к ночи, – вспоминает об отце дочь Ейла Георгиевна Торточакова, – Мы каждое лето ездили в Карагай, к бабушке Анне Николаевне Мамышевой. Родители помогали косить сено, мы с сестрой Шариной тоже. Здесь же благодаря отцу и бабушке, мы узнали национальные блюда: потхэ, хан, талган.
Георгий Иванович Челбораков скончался 10 января 2007 года в Абакане. В его архиве осталось много еще неисполненных песен, фортепьянные пьесы, неизданный учебный сборник «Хрестоматия для чатхана», партитура первого хакасского балета «Абахай Пахта».
Последней постановкой с его участием стал музыкальный спектакль «Сказания Хайджи». Его песни исполняли известные артисты республики: Клара Ефимовна Сунчугашева, Владимир Герасимович Чаптыков, Нина Серафимовна Идимешева и другие. Его произведения звучали в Бельгии, Финляндии, Германии, Греции, Монголии. Обычный мальчик из далёкого села оставил после себя великое наследие, а его талант останется живым в веках.
Материал подготовила Полина Мусихина
по данным информационно-музыкального сайта «Академическая музыка Сибири» при поддержке Красноярского отделения Союза Композиторов РФ;
научной статье «Творческая интеллигенция Сибири: Георгий Иванович Челбораков» кандидата исторических наук ХГУ им. Н.Ф. Катанова Юлии Константиновны Трояковой;
книге «Сокровища культуры Хакасии», главный редактор Алексей Михайлович Тарунов
Оставить сообщение: