Четверых проводила на фронт прабабушка. Проня на курсы в летное училище поступил. Военным летчиком стал. На фронте уже, из писем старшей сестры узнал, что в октябре 1941 года получили похоронку на старшего брата Дмитрия Виссарионовича Сагалакова. Сестра просила, чтобы Проня чаще писал домой, потеряв одного сына, мать особенно за младшего боялась. Младшие – они ведь горькие кровинушки, сладкая мука материнского сердца. Понимал ли это Прокопий? Понимал… Решил, что будет при каждом случае фотографироваться и отправлять матери снимки, пусть видит: жив он, воюет, бьет ненавистных фашистов.
Да и письма старался писать чаще. И все вспоминал на сероватых листах бумаги детство, деревню Карагай, где рос и мужал, как с мальчишками после рыбалки бежал домой по утренней росе босиком. А еще о том, что нельзя допустить врага на далекую свою малую и маленькую родину. И каждый боевой вылет его был полон ненависти к врагу, рвавшемуся в глубь страны, к далекой маленькой деревне. К его деревне. Они бомбили с товарищами склады врага, аэродромы. Берегли наше небо, бились, погибали товарищи, молодые, полные жизни. Но перед каждым из них стояла одна задача – победить. Главное – выполнить задание, сквозь опасность и смерть. А жизнь… они будут беречь её после, когда вернется мирная жизнь, и река, и роса, и вновь пройдет он босым по прохладной траве Карагая. Но всегда упорно жила в сердце надежда: вернуться живым.
В одном из вылетов истребитель Прокопия был сбит над территорией, занятой фашистами, только чудом летчик попал не в плен, а к партизанам. Было это на Украине, на Полтавщине. И какое-то время Прокопий находился в партизанском отряде. Там же и встретил свою любовь. Молодость – всегда молодость, даже если она опалена войной.
По возвращении в часть вновь сел за штурвал самолета. В 1943 году пришло известие из родной деревни: домой вернулся тяжелораненый брат – Павел Виссарионович. Прокопий понял, как же сейчас непросто матери, как она волнуется за сыновей. И вновь выслал снимок, повезло, как раз накануне приезжал в полк фронтовой корреспондент. Бравый летчик смотрит со снимка внимательно и уже не с юношеской серьезностью. Война быстро заставляет взрослеть.
Бывалый летчик, герой, мужчина, он прошел войну, неся в сердце неподдельную любовь к малой родине. На его счету 85 боевых вылетов, участвовал в освобождении Крыма, Донбасса, Белоруссии, Польши, Пруссии.
Бывал и в Берлине, точнее, над Берлином, бомбил тот самый рейх-стаг, на котором в 45-ом распишутся наши воины. В том памятном вылете толи увлекся Прокопий, толи уж так обстоятельства сложились, но кончилось горючее и едва дотянул до своего аэродрома, рискуя погибнуть.
Впрочем, не раз и не два рядом с ним кружила смерть. Однажды вернулся с задания, а верный самолет, как решето – 128 следов от пулеметных пуль. Дважды приходилось прыгать из горящего самолета. Как выжил? Хранила материнская любовь. О ней Прокопий помнил ежечасно. И она о нём. Жила ожиданием Победы.
Прокопий прошел войну геройски, и окончил её в звании гвардии майора! Сибирский паренек из маленького села, когда-то бегавший босиком на рыбалку. Юноша, повзрослевший стремительно, и бесконечно любящий сын, был награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями: «За Отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией». После войны Прокопий Виссарионович продолжил службу в авиации, был командиром эскадрильи, заместителем командира полка. Летал на самолетах ПО-2, Р-6, СБ, ПБ-2, Ту-2, Як-12, десять мирных лет на самолете Ил-28.
На родину Прокопий вернулся в 1965 году. Матери было уже 95 лет. И жить вдалеке от неё, уже больной, старой, было просто невозможно для сына. Устроился председателем Хакасского областного ДОСААФ. После смерти матери вновь уехал на Украину, где жила семья, подрастали дети: дочь Алла и сын Геннадий. Но всегда тянуло на родину. Мечтал привезти в Карагай внука.
– Хочу показать внуку землю, где я родился, – объяснял.
Да не успел. А материнская земля помнит своего героя. Имя моего деда в нашей семье никогда не будет забыто. И я хочу, чтобы и вы его знали. Наши деды и прадеды, как никто, достойны этой памяти!
В. Горбунова
На фото: П.В. Сагалаков
Оставить сообщение: