Финансы – основа любой политики

07:39 08.04.2016
Финансы – основа любой политики

Путь от бухгалтера до руководителя финансового органа и не один десяток лет, это многое значит. Скромная, но очень требовательная к себе, а значит и к работникам своего учреждения. Это тот человек, который видит бюджет района насквозь, знает все положительные и отрицательные стороны, может определить стратегию развития финансов в районе, а о тактических приемах нечего и говорить.

У финансистов ни один год не бывает похож на другой, как и, вообще, в человеческой жизни. При встрече с Валентиной Федоровной больше хотелось узнать о ней, как о человеке. Член партии «Единая Россия», активный участник всех комиссий, «Отличник финансовой работы», а такой знак дается не каждому, но цель у меня была абсолютно другая. Работа, работа и еще раз работа по исполнению бюджета за 2015 год.          

– Валентина Федоровна, любой бюджет состоит из доходных и расходных частей. Как вы планировали бюджет на начало 2015 года и что мы получили?

– Вы сами только что ответили, из каких частей состоит бюджет. Но, каждый старается жить по средствам. Так и мы планируем, знаем свои возможности по  доходам, а отсюда естественно и расходы.

Первоначально районный бюджет планировался в сумме 378 млн. 115 тыс. рублей, а после всех уточнений (их в 2015 году было 5) мы вышли на сумму 600 млн. 751 тыс. рублей. Могут сказать, почему такие высокие темпы роста к первоначальным цифрам (158,8%), а в денежном выражении это 222 млн. 636 тыс. рублей.

Здесь хочу отметить большую проделанную работу В.И. Шулбаева, Главы Таштыпского района. Он использовал любую площадку и доказывал о необходимости дотаций, субсидий, субвенций.

А мы вплотную работали с Министерством финансов Республики Хакасия и отстаивали свои позиции. А также работа по собираемости налогов прямых и косвенных.

– Собственные доходы выросли или остались на первоначальной цифре?

– Нет. Первоначально мы планировали собственных доходов получить 101 млн. 695 тыс. рублей, а к концу года мы получили 114 млн. 52 тыс. рублей, рост составил более 12 млн. рублей. А отсюда появилась возможность направить эти средства для решения назревших проблем.

– Валентина Федоровна, у нас какой был бюджет 2015 года? Профицитный или дефицитный?

– Первоначально мы планировали расходов 385 млн. 754 тыс. рублей, но в связи с увеличением доходной части, естественно, увеличились и расходы. На конец года расходы составили 615 млн. 116 тыс. рублей.

Темпы роста расходов к первоначальному бюджету составили (159,4%). Да, бюджет у нас дефицитный. Проблема дефицитного бюджета не только в нашем районе, и в республике бюджет такой же, а во многих районах Хакасии он больше чем у нас.

Вопрос другого характера, дефицитную планку бюджета необходимо снижать и иметь минимальную, к чему мы стремились целый год.

– Валентина Федоровна, что отражает показатель – расходы на одного жителя?

– Этот показатель говорит о том, сколько бюджетных средств приходится на одного жителя района. Первоначально мы планировали расходов на одного жителя 24570 рублей, на конец  2015 года мы вышли на цифру 40122 рубля. Рост составил – 160%.

– Львиную долю собственных доходов составляет НДФЛ. Как можно увеличить эту базу?

– Первоначально мы планировали получить 81 млн. 442 тыс. рублей, получили 92 млн. 989 тыс. рублей. Да, это солидная сумма, но здесь скрыты такие резервы, от которых мы можем получить колоссальные суммы в бюджет.

Первое – это дополнительное создание рабочих мест. Второе – легально оформить всех работающих у индивидуальных предпринимателей. Третье – регистрация организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляющих деятельность на территории Таштыпского района. Вот те небольшие резервы, а для бюджета ощутимо.

Если говорить о доли НДФЛ по сферам деятельности, то на первом месте – бюджетная сфера (35,2%) и промышленность (32,7%), правоохранительные органы – 9,1%, далее торговля и предоставление услуг – 3,2%,сельское хозяйство – 2,5% прочая деятельность составляет – 12,5%.

Резерв пополнения НДФЛ – это сфера туристического бизнеса, пока мы от этого бизнеса получаем – 1,1%. А вообще, я уже говорила, по НДФЛ работы очень много.

– Какая структура собственных доходов в 2015 году?

– Основными собственными доходами являются: налог на доходы физических лиц – 79,2%; акцизы – 7,3%; государственная пошлина – 1,3%; доходы от использования имущества – 5,3%; доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 3,2%. Остальные доходы небольшие. Изменить структуру мы не можем, она так сложилась.

– Вы хорошо показали картину доходов бюджета. Что можно сказать о расходах в 2015 году?

– Я уже говорила, что с учетом плановых изменений мы планировали расходы в сумме 615 млн. 116 тыс. рублей, в том числе на выполнение собственных полномочий мы планировали 184 млн. 598 тыс. рублей. Фактические расходы составили 609 млн. 108 тыс. рублей, наши расходы составили 99%, но на выполнение собственных полномочий расходы составили 115%.

– С расходами ясно, цифры впечатляющие. На что мы больше всего расходовали  в 2015 году?

– Если говорить о структуре расходов бюджета за 2015 год, большая часть бюджета тратиться на образование – 55,6%.Это закономерно школы, дошкольные учреждения, дополнительное образование, это дети, наше будущее мы и должны  туда больше тратить.

Социальная политика – 11,3%,администрация много уделяет внимания социальным вопросам. Межбюджетные  трансферты – 10%, поддерживать работоспособность сельсоветов необходимо.

Решение общегосударственных вопросов – 8,8%, без этого нельзя, а развитие культуры – 6,4%, без этого вообще нельзя. Та структура, которая сложилась в бюджете, она оптимальна. Необходимо больше уделять развитию физической культуры и спорта (расходы всего 3%), жилищно-коммунальному хозяйству – 1,3%, развитию экономики – 2,3%, охране окружающей среды – 0,1%. Вот такая структура расходов бюджета, хотелось бы что-то изменить, но пока такие возможности.

– Структура расходов бюджета (собственные полномочия)?

– Три основополагающие сектора также остались. Образование – 34%, общегосударственные вопросы – 26%, культура – 18,6%.

– Валентина Федоровна, вы рассказали о доходах, расходах, структурах бюджета. Какая доля фонда оплаты труда в расходах бюджета?

– Доля в расходах  бюджета фонда оплаты труда  за 2015 год составила 61,3%, на прочие расходы – 38,7%, доля фонда оплаты труда на собственные полномочия составила – 62,1%, на прочие – 37,9%. Вывод простой, большую часть расходов составляет фонд оплаты труда.

– Валентина Федоровна, говорят, что мы мало тратим на социалку. Как это можно объяснить?

– Нет, вы здесь не правы. Давайте обратимся к цифрам. В бюджете на 2015 год мы планировали расходы на социальную политику 448 млн. 140 тыс. рублей. В том числе на выполнение собственных полномочий 103 млн.144 тыс. рублей, а фактические расходы составили 464 млн. 208 тыс. рублей (103,5%), в том числе на выполнение собственных полномочий 133 млн. 963 тыс. рублей (129,8%). Бюджет у нас социальной направленности. Чем и хороша статистика и цифры бюджета, их не обманешь, они все на лицо и проверяются очень просто.

– Муниципальные целевые программы. Зачем они нам? Можно без них жить и развиваться?

– Понимаете, кто не знает, что они нам дают, тот просто не хочет развития района. Василий Иванович большое внимание уделяет целевым программам. Он обязательно при формировании бюджета просит уделить большое внимание участию в республиканских, федеральных программах.

Это дополнительный источник финансирования. Попасть в ту или иную целевую программу не так просто. Необходимо обосновать и доказать, чтобы участвовать в них.

В 2015 году мы утвердили перечень муниципальных программ, предусмотренных к финансированию из бюджета Таштыпского района. 22 программы которые были приняты, они исполнены в полном объёме и это благодаря постоянному контролю со стороны Василия Ивановича.

На муниципальные целевые программы было запланировано 501 млн.630 тыс. рублей. Вот приведу пример, самая емкая – «Развитие системы образования в Таштыпском районе на 2014-2016 годы», плановая сумма 312 млн. 26 тыс. рублей, в том числе на выполнение собственных полномочий 42 млн. 367 тыс. рублей. На выполнение переданных полномочий по плану 269 млн. 650 тыс. рублей, делайте выводы, что нам дают целевые программы. Вы спрашиваете зачем они нам (т.е. программы), на один вложенный рубль из местного бюджета мы привлекли 41 рубль из вышестоящих уровней бюджетов. Вот вам и зачем.

– Валентина Федоровна, какие основные направления развития финансов в районе?

– Увеличение доходного потенциала за счет развития собственной доходной базы – основное направление муниципальной бюджетной политики. Для этого активно реализуется комплекс мер, направленных на мобилизацию доходных источников. Утверждены мероприятия по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов, сокращению недоимки в бюджет Таштыпского района на 2016 год.

Поставленную задачу В.И. Шулбаевым об увеличении собственных доходов на 20% выполнить можно, необходима ежедневная кропотливая работа. Источники есть. Надо работать.

В конце нашей беседы я хочу обратиться к руководителям всех форм собственности. Давайте работать честно. От вашего законопослушания, то есть своевременности и качественной уплаты налогов, выиграем мы все, в первую очередь все бюджетные учреждения, а отсюда ремонты и строительство дорог, благоустройство всех населенных пунктов, решатся и многие другие социальные вопросы.

Беседу вел Виктор Пермяков

571987

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы