Это простое трудное счастье – быть УЧИТЕЛЕМ!

11:39 02.09.2021
Это простое трудное счастье –  быть УЧИТЕЛЕМ!

Как-то уходят из нашей жизни очень правильные поговорки. Помните такую: «Не место красит человека, а человек красит место». Давненько слышать её не приходилось. Всё чаще звучит: «Рыба ищет, где глубже, человек, где лучше». Так вот я сегодня о человеке, который не искал, где лучше.

Татьяна Юрьевна Сизова, заведующая филиалом Большесейской школы – начальной Верхнесейской школой. По мне так удобнее сказать – хранительница. Серьезно. Татьяна – хранительница крохотной школы, 15 учеников и отчасти – деревни Верхняя Сея. Не будь школы, будет ли деревня?

Когда-то, в далеком теперь 1995 году, она пришла сюда работать учителем начальных классов. Кипучий характер, ураган энергии, чумовая работоспособность, так вышло, что я помню и ту, еще восьмилетнюю школу, и ту Татьяну Юрьевну – еще Кутявину. Знаете, что в ней уже тогда удивило, а она и тогда, в пору молодости, которой свойственно мечтать о крутых карьерах, не хотела уезжать из Верхней Сеи. «Моя школа» – это еще тогда началось. «Моя» – потому что в сердце. Но тогда, каюсь, думала, что с пробивным сильным характером, любовью к педагогике – ей станет тесно в рамках деревенской школы.

Но не место красит человека. Твержу это сегодня, как мантру.

Татьяна Юрьевна Сизова, педагог, руководитель, хранительница крохотной школы, стала победительницей республиканского конкурса… впрочем, позвольте, процитирую пресс-службу Министерства образования Республики Хакасия:

«В Хакасской национальной гимназии-интернате им. Н.Ф. Катанова в торжественной обстановке заместитель министра образования и науки Хакасии Юрий Сагалаков вручил дипломы и подарки победителям республиканского конкурса «Лучшая школа в малых сёлах региона» в 2021 году.

Победителем конкурса в номинации «Внедрение новых методов и технологий обучения» признана Верхнесейская НОШ – филиал Большесейской СОШ Таштыпского района…».

Татьяна Юрьевна за час до начала двадцать седьмой в её учительской жизни первосентябрьской линейки, радуется и результату, и призовому ноутбуку:

– Вот теперь у нас, можно сказать, три компьютера. То есть два ноутбука, если с моим личным считать, этот и стационарный компьютер. Еще интерактивная доска, мультимедиапроектор, интернет надеюсь подключат и будем все это использовать. Следующий год – год науки и техники. Сегодня буду на классном часе об этом говорить.

Тут же выводит на доску – изображение, она, ребятня, крайне чем-то довольная на лесной поляне. От фотографии просто веет не казенно-педагогическим построением кадра, а уютом и теплом семьи.

В Верхнесейской школе всегда так. Сколько бы ни приезжал – словно попадаешь не в школу, а в большой и очень уютный дом.

Особая атмосфера охватывает, едва калитку открываешь. Эти многочисленные клумбы с яркими цветами. Вот пару минут назад кто-то из родителей со смехом рассказывал, как возили на эти клумбы землю. «Уютно… уютно… уютно…» – рефрен мам. И еще: «Наша Юрьевна» и «боевой директор», и «молодец она». Вопросов об отношении к беспокойному педагогу задавать не потребовалось, так сами рассказывали – с гордостью и теплом. По их общему мнению такой уютной школы нет даже среди новых. Несвойственная нынешнему веку любовь к школе и полное безграничное уважение к учителю.

Но к конкурсу, он же главная причина визита в школу, в которой бывать лично для меня всегда – пир души.

– Татьяна Юрьевна, рассказывайте, как решили подать документы на конкурс? Как готовили?

– Настояла Ирина Валентиновна Бутонаева – директор Большесейской школы. Я накануне приболела. И вот приезжаю из больницы и мне «Готовь документы». У меня на подготовку было два дня. И я просто свои наработки просмотрела, наши достижения за последниие три года, то что на аттестацию готовила, и скомпоновала материалы. На победу не надеялась. Казалось, куда нам, это ведь республика.

– А наработки и достижения покажите?

Татьяна Юрьевна крутит колесико мышки, по экрану бегут грамоты, дипломы учеников, самого педагога. Едва успеваю читать достижения учеников Татьяны Юрьевны.

Победитель Всероссийской олимпиады «Живая природа», Всероссийская онлайн викторина «Земля наш общий дом», победитель Международного конкурса «Час безопасности»… и еще в общем потоке – благодарственные письма, фотографии замысловатых поделок детей, педагогические разработки по инклюзивному образованию Т.Ю. Сизовой. И это с таким багажом она не рассчитывала на победу? – приходит мысль. И следом: «А такое возможно?».

В условиях малокомплектной деревенской школы, где урок надо давать одновременно второму-третьему-четвертому классу? Учитель – ты бог?

– Объясните мне, как самому главному двоечнику из вашего класса, что такое «инновационные методы обучения» и как их можно внедрять в школе, где все четыре класса учит один учитель?

– Попроще… Надо минусы превратить в плюсы. И сделать учебу интересной. Вот пример, есть предметы, в которых, скажем второй класс, понимает темы четвертого класса. Тот же окружающий мир. И объясняешь старшим, младшие невольно слушают. И я стала спрашивать малышей, что они поняли, обсуждаем совместно со старшими и старшие уже поправляют младших. Они же участвуют в проверке заданий для малышей. Я им так и говорю «Вы теперь учителя, посмотрите, где сделали ошибки второклассники?» И они это с огромным удовольствием делают. И для обоих классов это игра.

– А сделать так, чтобы младшие проверяли старших не пробовали? – шучу я, но слышу:

– И это тоже. Скажем, делаем работу, повторяя правила русского языка за третий или второй класс, и тогда старших проверяют младшие. Для меня инновационные методы – это те методы, что способны сделать усвоение предмета в малокомплектной школе легче.

Да, узнаю прежнюю Татьяну, у которой кажется черных дней не было – все белые. Упорство, оптимизм и огромная любовь к детям.

Ко всем детям, без любимчиков и нелюбимчиков…

Хотела спросить в силе ли этот её принцип. Но стрелки часов неумолимо указывают – пора начинать линейку.

Сегодня линейка не камерная, ждут гостей из Министерства спорта Республики Хакасия, главу сельсовета… и некое волнение по этому поводу изначально было. Но удивительное дело, Верхнесейская школа охватывает этой своей особой уютной атмосферой всех, и линейка идет как обычно без заорганизованности – тепло и просто. Все внимание, конечно же, малышам. Нынче в первый класс идут пятеро мальчишек и девчонок, еще пять – в нулевой.

И волнуясь малыши читают стихи, а затем торжественно клянутся получать только пятерки, любить школу и не прогуливать уроки. Следом клятву берут и с родителей и главный пункт клятвы – никогда детей не шлепать, а лишь ласково журить. Родители клянутся хором…

А подарки каждому первокласснику из рук исполняющего обязанности директора Центра спортивной подготовки сборных команд Республики Хакасия Константина Евгеньевича Скульского ребятишки принимают с огромным удовольствием.

И череда поздравлений – глава сельсовета Тамара Владимировна Сазанакова, депутат сельского совета депутатов Алена Анатольевна Карамчакова и, конечно, родители. Все без громких фраз, все от души...

И вот момент, когда должен зазвенеть первый в этом году звонок…

– Слово предоставляется звонку… – смеется Татьяна Юрьевна и ломает неписанные традиции. – Кто хочет позвонить?

– Я! Я! – громко из рядов первого и четвертого класса…

Демократично и неожиданно. Впрочем, что Верхнесейская школа полна сюрпризов, давно пора привыкнуть. Детские ладошки обхватывают ручку старого звонка. Он выдает радостную трель…

Татьяна Юрьевна ведет свою звонкоголосую гвардию на первый классный час. Они обступают её шумно.

Смотрю на Татьяну Юрьевну, совершенно счастливую в этот миг… Ой, как же ты не прав, вечно мудрый народ. Не велика заслуга отыскать теплое местечко и жить припеваючи, куда больше труда и души требуется, чтобы взять и украсить то место, что тебе досталось. И просто от души жить, учить, работать, но каждому ли по силам простое счастье быть хранителем?

Наталья Ковалева

576153

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы