Есть успехи и есть над чем работать

12:10 01.02.2019
Есть успехи и есть над чем работать

– Сколько всего образовательных организаций в Таштыпском районе?

– Всего в районе 18 муниципальных образовательных организаций, из них 11 школ (9 – средних, 1 – основная, 1– начальная). Дошкольное образование обеспечивают 6 детских садов. Кроме этого, в трех школах: в селах Анчул, Бутрахты и Матур – работают дошкольные группы. По данным на 31.12.2018 года на территории Таштыпского района проживают 1487 детей дошкольного возраста. Детские сады посещают 598 детей.

Таштыпский Центр детского творчества ведет программы дополнительного образования. В его кружках и студиях занимаются 1200 школьников.

Одно из основных направлений деятельности управления образования в 2018 году, в соответствии с Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», было внедрение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в 8-х и 10-х классах школ. В рамках эксперимента работают Таштыпские средние школы №1 и №2.

– Каждый ребенок уникален не только по заложенным в нем талантам, но и по возможностям здоровья…

– Обеспечению доступности и повышению качества образования на всех уровнях для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) уделяется большое внимание. Всего в районе 90 таких детей. Преобладают дети с ОВЗ VII и VIII вида. Их обучение ведется по специальным (коррекционным) образовательным программам в 6-ти средних школах: Малоарбатской, Арбатской, Большесейской, Имекской, Таштыпской № 2 и Матурской.

Обучение детей с ОВЗ, имеющих нарушение функций опорно-двигательного аппарата, осуществляется на дому.

Школы, в которых обучаются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, консультируются и поддерживают связь со специалистами МУЗ «Таштыпская ЦРБ» и РГОУ «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Радость».

Итоговую аттестацию эти учащиеся проходят в щадящем режиме.

– Сколько школьников в нашем районе?

– В последние годы количество школьников стабильно увеличивается, что связано с демографическими и миграционными процессами. В 2014 году – в школах района учились 2031 человек, в 2015 году – 2117, в 2016 году – 2134, в 2017 году – 2188, в 2018 году – 2428 человек.

Государственные образовательные стандарты начального общего образования (1-4 классы) реализуются во всех школах. В 2018 году в школах района продолжено введение ФГОС основного общего образования (5-9 классы). В 2-х школах идет «пилотное» введение ФГОС основного общего образования.

Возрастает потребность в получении образования повышенного уровня, и наша задача – принять меры для удовлетворения этого запроса. Такой мерой является организация профильных классов (10-11 класс) различной направленности. Однако, чтобы сформировать такие классы, необходимо определенное количество учащихся старшей ступени в школе. Наибольший показатель – свыше 70 человек – в Таштыпской СОШ-И №1. Поэтому только в ней реализуется профильное обучение по социально-гуманитарному и химико-биологическому профилям.

– Было сказано, что большое значение в республике имеет национальное воспитание. Расскажите подробнее.

– Сейчас на уровне субъектов Российской Федерации вводится государственный стандарт национально-регионального, этнокультурного компонента общего образования.

В образовательных организациях района создаются необходимые условия по сохранению, развитию, изучению хакасского языка и литературы.

В школах хакасский язык изучают 1197 обучающихся, из них 959 детей хакасской национальности; детей других национальностей, изучающих хакасский язык – 238. Школьники изучают язык как предмет «Хакасский язык и литература» (3 часа в неделю), как учебный курс (в виде факультатива) и как внеурочную деятельность.

Работа по созданию языковой среды проводится и в детских садах района. Во время занятий, игр и других режимных моментов изучают язык 43,1% воспитанников детских садов. Большая работа по мотивации к изучению хакасского языка в образовательных организациях проводится не только с учащимися, воспитанниками, но и с их родителями. Об этом мы уже неоднократно писали в газете. Школьники и учителя принимают активное участие в мероприятиях муниципального, республиканского уровней (конкурсы, фестивали, олимпиады и т.п), занимая различные призовые места.

В школах и детских садах проводятся мероприятия, направленные на сохранение обычаев и традиций хакасского, шорского народа, популяризацию национальных праздников. Это клубы «Ах Тасхыл» (ТОШ-И №1), «Чирiм тамырлары» (Бутрахтинская СОШ), литературные гостиные, кружки, где учащиеся имеют возможность писать свои рассказы, стихи, рубаи, тахпахи. В Таштыпской школе №1 организован выпуск литературно-публицистического альманаха «Ине тiлi», где печатаются творческие работы учащихся.

В 2018 году 9 школ приняли участие в проекте «Чоным чылтызы», в рамках которого школьники сами разработали социальные проекты, которые теперь реализуются в этих школах. Презентация реализованных проектов состоится в мае 2019 года на республиканском уровне.

В рамках Международного дня родного языка учителями хакасского языка и литературы ежегодно организуются предметные недели хакасского языка.

И все же работу по мотивации к изучению родного языка необходимо продолжать, так как в среднем 40% детей приходят в школу, не владея родным языком.

– Каждый год школьники участвуют в предметных олимпиадах, начиная со школьного уровня. Особо радуют те, кто защищает честь школы и района на республиканском уровне. Что нового в олимпиадном движении в 2018 году?

– Всероссийская олимпиада школьников – одна из самых распространенных форм работы с одаренными детьми.

В 2018 году муниципальный этап Олимпиады проводился по 19 предметам. Его участниками стали 634 учащихся 7-11 классов. Количество участников в этом году увеличилось только по 6-ти предметам из 19-ти (в прошлом году – по 12-ти предметам).

Значительно больше стало участников в олимпиадах по химии, английскому языку. По числу призовых мест наиболее успешно выступили Таштыпские школы №1 и №2, а также Имекская СОШ. Но по сравнению с прошлым годом, в 5-ти школах количество победителей и призеров снизилось.

Низкий уровень знаний показали участники олимпиад по химии, информатике, технологии, физике (8-11 кл.). Эта ситуация должна стать предметом серьезного обсуждения на педагогических советах в каждой школе.

Также в 2018 году в районе прошла Олимпиада по музыке и изобразительному искусству. В ней приняли участие 35 учащихся 5-7 классов – по изобразительному искусству, 24 – по музыке. Победителями и призерами стали 18 человек.

Итоги показали, что ребята успешно справляются с творческими заданиями, а также имеют свой взгляд на заданную тему (рисование картин, определение эмоционального единства в музыке и картине).

В муниципальной Олимпиаде младших школьников 4-х классов по русскому языку, математике и хакасскому языку приняли участие 60 человек. Победителями и призерами стали 15 учащихся.

– Интересы школьников редко ограничиваются только уроками. Чем дополнительно заняты ребята?

– В ЦДТ и школах района в 2017-2018 учебном году работали 82 учебные группы (41 объединение) творческих, спортивных, туристко-краеведческих, технических направлений. Их посещали 1200 школьников. Об успехах ребят и педагогов говорят их участие и победы в различных конкурсах. Информация об этом также публиковалась на страницах газет «Земля таштыпская» и «Хакасия».

Очень большое значение в воспитании имеет формирование здорового образа жизни, увлечение спортом. Для этого имеется все необходимое: спортивные залы, инвентарь, футбольные и волейбольные площадки.

В школах и детских садах района работают 17 учителей физкультуры, из них 11 педагогов – первой категории, 1 – мастер спорта. Только у двоих физруков стаж меньше 5 лет.

Кроме уроков, ребята в школах посещают спортивные кружки, в которых занимаются скалолазанием, легкой атлетикой, играют в футбол и другие игры с мячом, осваивают различные виды борьбы. Есть возможность заняться лыжным спортом, хоккеем, играть в шахматы, настольный теннис, изучать народные спортивные игры. В районе развиваются более 30-ти видов спорта.

Спортивно-массовая работа ведется совместно с МКУ «Управление спорта и физической культуры администрации Таштыпского района» и МБУ ДО «Таштыпская спортивная школа». В числе соревнований, в которых приняли участие наши ребята, муниципальный и региональный этапы «Президентских спортивных игр». В результате учащиеся МБОУ «Имекская СОШ», занявшие 1 место, были награждены путевками в лагерь Орленок (2-22 сентября 2018 года).

Ученик 9 класса из Имека Иван Карамашев в 2018 году стал лауреатом премии Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия среди учащейся и работающей молодежи «За успехи в спортивной деятельности».

2018 год в России был объявлен Годом волонтера. Во всех образовательных организациях района организована волонтёрская работа, ребята оказывают посильную помощь ветеранам ВОВ, вдовам, труженикам тыла и просто престарелым людям. В течение года в г. Абакане проходил республиканский социально-образовательный проект «Школа волонтера», в котором участвовали ученицы ТСШ №2 Людмила Токмашова и Кристина Васильева. В этой школе создано объединение «Волонтеры Победы». В Таштыпском районе по плану управления образования были проведены более 50 мероприятий, посвященных Году волонтера. Итоги Года волонтера подвели в декабре в РДК с. Таштып на форуме молодежи «Рука к руке». Позднее в Хакасской национальной гимназии им. Н.Ф. Катанова состоялся региональный слет добровольцев. Наш район представила команда из 8 волонтеров МБОУ «ТСШ №2».

Большая патриотическая работа проводится на базе школьных музеев. Они созданы уже в 6-ти школах района: в Таштыпе, Матуре, Имеке, Бутрахтах, Малых Арбатах. Организуются «Музейные встречи», ведется поисково-исследовательская работа по сбору материалов о ветеранах, тружениках тыла, истории края в годы Великой Отечественной войны, культуре народов, проживающих на территории села, района. Так в школьном музее с. Матур создана «Русская горница» (руководитель проекта Л.Г. Дубровина).

Активно идет подготовка юношей к военной службе в кадетских и казачьих классах. Летом, с 20 по 24 июня 2018 года, на базе ПУ-16 проведены пятидневные военные сборы для учащихся 10 классов. 24 июня были организованы стрельбы в п. Пригорск.

Высокие результаты в военно-патриотическом направлении на уровне республики достигнуты учащимися МБОУ «Имекская СОШ» (педагог дополнительного образования Карамашев С.В., педагог ОБЖ Карамашев И.В.). Это 4 место в республиканской военно-спортивной игре «Победа-2018» и 1 место в общекомандном зачете на Спартакиаде молодежи РХ допризывного возраста.

– И все же главным событием каждого учебного года являются экзамены выпускников. Как они прошли в 2018 году?

– Государственная итоговая аттестация 9-х,11-х классов (далее – ГИА) наглядно демонстрирует эффективность работы педагогических коллективов.

На территории района в период проведения ГИА работал один пункт, созданный на базе Таштыпской средней школы №1.

Для проведения ГИА было привлечено около 80 человек из числа педагогов (организаторы в аудитории, технические специалисты), а также общественные наблюдатели (39 человек); было организовано видеонаблюдение. Нарушений проведения ГИА не выявлено.

В 9-х классах государственная итоговая аттестация проходила в форме основного государственного экзамена (далее – ОГЭ) и государственного выпускного экзамена (далее – ГВЭ). В форме ОГЭ сдавало 174 выпускника, в форме ГВЭ-1 выпускник. Неудовлетворительных оценок ОГЭ по русскому языку не было; на «4» и «5» сдали 129 человек, т.е. 74,1%. По математике результат ниже: 2 «неуда»; на «4» и «5» сдали 103 человека, т.е. 58,9%.

Среди учебных предметов для сдачи ОГЭ выпускники чаще всего выбирали обществознание (104 человека), географию (79 человек), биологию (53 человека). Биологию сдали все, два человека получили неудовлетворительную оценку по географии, и двое – по обществознанию.

Кроме этого, для сдачи ОГЭ 36 выпускников выбрали информатику, 25 – родной язык, 19 – физику, по 14 – химию и историю, 3 – английский язык и 1 – литературу.

Наиболее высокие результаты показали по английскому и родному языку, где средняя оценка «4,0» и «4,1» соответственно.

Итоговая аттестация в 9-х классах прошла без двоек по 9-ти предметам (в прошлом году – по 6).

По результатам ОГЭ был проведен мониторинг. В тройку лучших в районе вышли Имекская СОШ, Малоарбатская СОШ и ТСШ №2. На последнем месте – Большесейская СОШ.

В следующем учебном году необходимо учесть недостатки и повысить качество знаний выпускников в 9-х классах.

В 11-х классах участниками ЕГЭ-2018 в районе в основной период стали 65 выпускников.

ГИА в 11 классах в этом учебном году проводилась в форме единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) по двум обязательным для получения аттестата предметам: русскому языку и математике (базовый уровень) – и по 9 предметам по выбору.

На экзамене по русскому языку все учащиеся преодолели порог успешности (24 балла), средний балл по району составил 63,4 балла (в 2017 году – 59,3).

Лучшие результаты по русскому языку (по среднему баллу) показали выпускники ТОШ-И №1, Имекской, Матурской и Бутрахтинской средних школ.

Высокие баллы набрали выпускники ТОШ-И №1: Алексей Чочимаков (94), Анастасия Артонова (94), Карина Миягашева (80). 87 баллов набрала Елена Цыганкова (ТСШ №2), и 80 баллов – Дарья Матвеева (Имекская СОШ). Кроме того, 17 выпускников набрали 70 баллов и выше. Низкие результаты показала МБОУ «Арбатская СОШ».

Аттестация по математике уже четвертый год разделена на 2 уровня: базовый (оценивается по 5-бальной шкале) и профильный (оценивается по 100-бальной шкале).

Базовый уровень сдавали все выпускники (65 человек). Не справились с работой двое (ТОШ-И №1 и ТСШ №2). Один и после пересдачи не набрал необходимых баллов, оставлен на осень. В прошлом году неудовлетворительных оценок по математике не было.

Профильный уровень математики выбрал 41 выпускник, что составляет 63,1% от общего количества (% выбора увеличился на 3,6%). Это связано с тем, что математика профильного уровня необходима для поступления в определенные вузы. Высший балл в этом году – 74 (в прошлом году – 56).

Средний балл по району составил – 42,4 (в 2017 году – 33,8).

Лучшие результаты по математике (по среднему баллу) показали выпускники Бутрахтинской и Арбатской школ. Низкие результаты – Матурская СОШ.

В 3-х школах из 6-ти есть выпускники (5 человек (12,2%) ), не сдавшие профильный уровень математики.

Несмотря на то, что значения среднего и высшего баллов по району стали выше, чем в прошлом году, математическую подготовку выпускников необходимо улучшать.

Среди предметов по выбору в 2018 году и в 11-х классах наиболее часты обществознание (33) и биология (13).

Средний балл по району по обществознанию – 53,5, что выше на 2,9 балла, чем в 2017 году. Не преодолели минимальный порог (42 балла) 4 человека (в 2017 году 7 человек). Высокие баллы – 85 и 83 – получили Анастасия Артонова и Алексей Чочимаков, выпускники МБОУ «ТОШ-И №1» (учитель Г.М. Пронькина).

По биологии самый высокий балл –70 – набрал Тимур Московаткин, выпускник МБОУ «Матурская СОШ» (учитель Д.Н. Токмашев). Средний балл по району – 42,5, что ниже, чем в 2017 году на 3,2 балла, так как 5 человек не набрали и 36 баллов (порог). В 2017 году минимальный порог преодолели все.

По результатам ЕГЭ был проведен мониторинг, который позволяет определить рейтинг школ. Лидерами являются: МБОУ «Арбатская СОШ», МБОУ «Матурская СОШ», МБОУ «Имекская СОШ». На последнем месте – МБОУ «Таштыпская СОШ №2».

О качестве образования говорит и процент выпускников, поступивших в сузы и вузы. 89 выпускников 9-х классов продолжают образование в средних профессиональных учреждениях. Из 65-ти выпускников 11-х классов 32 поступили в вузы республики и за ее пределами (28 – на бюджетные места), 28 человек учатся в средних профессиональных организациях.

– Что, кроме учебы, волнует педагогов района?

– Много сил и внимания уделяется профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В этом направлении ведется совместная работа с другими структурами администрации района (здравоохранение, полиция и т.д). Это и работа с семьями, и организация летнего труда и отдыха подростков, и многое другое. В июне при 10-ти образовательных организациях действовали летние лагеря дневного пребывания, в которые брали в первую очередь детей находящихся в трудной жизненной ситуации.

Еще одна большая забота – работа с детьми, оставшимися без попечения родителей. По состоянию на 01.01.2019 г. на учете в секторе опеки и попечительства состоят 180 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Всего на территории района проживает 41 приемная семья, в которых воспитываются 118 детей. В 53 опекунских (попечительских) семьях – 62 ребенка.

За 2018 год было выявлено 6 детей, оставшихся без попечения родителей, на данный момент все дети находятся под присмотром опекунов и приемных родителей.

Специалисты сектора опеки и попечительства и службы сопровождения замещающих семей ведут работу по поиску, подбору и обучению граждан, желающих стать замещающими (приемными) родителями. Обучение в Школе замещающего родителя прошли 17 граждан, приняли на воспитание 9 детей. За 2018 год за консультацией по вопросам создания приемной семьи обратились 6 граждан. На конец года на учете в секторе опеки и попечительства Таштыпского района состоит 1 кандидат в замещающие родители.

На учете на получение жилья состоят 185 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая лиц в возрасте от 23 лет и старше. В 2018 г. жилыми помещениями были обеспечены 14 граждан.

Активно проводится информационно-просветительская работа по устройству детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот в семьи. Для этого используются, прежде всего средства СМИ: районная газета «Земля таштыпская», «Таштыпский вестник» публикуют информацию о детях, оставшихся без попечения родителей.

– В заключение коротко о финансировании образования…

– Финансирование учреждений образования Таштыпского района за 2018 год осуществлялось за счет средств бюджета Таштыпского района, субвенций республиканского бюджета и составило 384 864,2 тыс. рублей. В том числе 76 819,9 тыс. рублей из бюджета Таштыпского района направлено на выполнение муниципального задания. В общей сумме бюджетного финансирования содержание общеобразовательных организаций составляет 49,3%, содержание школы-интерната – 6,4%, содержание организаций дошкольного образования – 30,5%, содержание организаций, осуществляющих программу дополнительного образования – 9,8%.

Построены модульные туалеты и проведен капитальный ремонт в филиалах МБОУ «Имекская СОШ» и МБОУ «Большесейская СОШ» за счет средств республиканского бюджета на сумму 2 600,0 тыс. руб.

За счет иных субсидий из местного бюджета с целью создания безопасных условий образовательного процесса направлено 583,3 тыс.руб., в том числе:

  • на подготовку к отопительному сезону котельных и котельного оборудования в Матурской, Бутрахтинской, Верхташтыпской и Большесейской школах – 288,3 тыс. руб.;
  • на подготовку документов для строительства начальной школы на 20 мест с учительским домом в с. Большие Арбаты – 210,0 тыс. руб.;
  • на создание условий безопасного образовательного процесса (обслуживание систем пожарной сигнализации, услуги дератизации, дезинсекции, обслуживание и ремонт школьных газелей, текущий ремонт и др.) – 2182,8 тыс. руб.

В наступившем, 2019 году, вся наша деятельность по-прежнему будет нацелена на обеспечение высокого качества образования. Только слаженная работа всех педагогических коллективов, эффективное межведомственное взаимодействие органов местного самоуправления, государственной власти и общественных объединений позволят нам обеспечить реализацию намеченных планов.

Ирина Кабанова

579191

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы