Организация изучения родного языка
Ведущий специалист МКУ «УО Таштыпского района» Елена Гавриловна Тюмерекова рассказала о том, что в 11-ти общеобразовательных школах района обучаются в этом учебном году 2111 детей, из них 1036 человек, т.е. 49%, – хакасской национальности.
Хакасский язык изучают 1197 школьников, из них 959 (92, 6%) детей-хакасов, 238 детей других национальностей. Для сравнения, в 2015-2016 учебном году изучали хакасский язык 923 человека, из них 878 (89%) – хакасы, 45 – дети других национальностей. Таким образом можно отметить повышение интереса к изучению хакасского языка не только у хакасов, но и у детей других национальностей.
Изучение хакасского языка в школах проводится в трех формах: учебный предмет, учебный курс и внеурочная деятельность.
В школах оборудованы профильные кабинеты. В частности, в кабинете Бутрахтинской средней школы имеются 10 ноутбуков, сетевое окружение, принтер-сканер, интерактивная доска, магнитно-маркерная доска, мультимедиа. Компьютеры и технические средства обучения имеются в кабинетах еще семи образовательных организаций.
Обеспеченность учебно-методическими комплектами на хакасском языке –100%.
На фестивалях и конкурсах звучит родная речь
Каждый год ученики 5-11 классов участвуют в школьных и муниципальных этапах олимпиады по хакасскому языку и литературе, принимают активное участие в различных мероприятиях муниципального и республиканского уровней. Среди них Межрайонный фестиваль «Песня – душа народа», организованный в честь 80-летия композитора, заслуженного деятеля искусств РФ, народного артиста Хакасии Г.И. Челборакова; IX межрегиональный фестиваль интернациональной дружбы «Ынархас чоллары» («Дорога дружбы»), посвященный 155-летию со дня рождения Н.Ф. Катанова, первого хакасского ученого-востоковеда, этнографа, фольклориста.
Команды средних школ сел Матур и Верх-Таштып принимали участие во Всероссийской научно-практической конференции «Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Сибири».
В рамках Международного дня родного языка Матурская СОШ участвовала в научно-практической конференции «Литературное наследие М.Р. Баинова», в честь 80-летия поэта.
В конкурсе сочинений и эссе «Айдастар» приняли участие школьники МБОУ «ТСШ №2», МБОУ «Малоарбатская СОШ», МБОУ «Верх-Таштыпская СОШ». «Малоарбатская СОШ» заняла 2 место.
В 2017-2018 учебном году проходил проект «Чоным чылтызы», в котором приняли участие команды из 9-ти школ района. Летом, с 28 июля по 3 августа, на базе ГАУК РХ «Республиканский национальный музей-заповедник» была организована экспедиция «Чоным чылтызы», участники которой разработали социальные проекты, которые реализуются в школах в этом учебном году. Презентация реализованных проектов состоится в мае 2019 года на республиканском уровне.
21 сентября 2018 года в Абакане в «Центре культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева» состоялся республиканский семейный фестиваль «Родной язык – душа народа». Таштыпский район на фестивале представляла семья Виталия Константиновича и Анастасии Васильевны Кулумаевых, род «Хобый». В номинации «Древо моей семьи» они заняли 2 место.
В октябре 2018 года прошел конкурс «Чылтызахтар».
В полуфинале конкурса диктантов в МБОУ «ТОШ-И №1» приняли участие 30 школьников и учащихся ПУ-16. В номинации «Театрализованное представление» Таштыпский район представляла команда МБОУ «Малоарбатская СОШ». В «Конкурсе ораторов» и «Конкурсе диктантов» – МБОУ «Бутрахтинская СОШ».
В региональном туре Международного фестиваля для учащихся и студентов по литературам народов России и тюркоязычных стран СНГ ученица 11-го класса Бутрахтинской школы Токоякова Есения вышла в финал и в декабре этого года поедет на очный тур в город Казань.
Накануне Дня народного единства прошла Всероссийская акция «Большой этнографический диктант». В Таштыпском районе площадкой проведения была МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1». В диктанте приняли участие 85 человек от 12 до 62 лет. Средний балл – 64.
В конце ноября 2018 г. состоится республиканский фестиваль «Ине тiлi», на заочный тур которого материалы подали команды МБОУ «Большесейская СОШ» и МБОУ «Верх-Таштыпская СОШ».
Учителя тоже учатся
Хорошее знание родного языка становится важным для выпускников школ. Об этом говорит тот факт, что в 2017-2018 учебном году из 78 девятиклассников Таштыпского района государственный выпускной экзамен по хакасскому языку выбрали 26 человек (33.3 %). Из них на 4 и 5 сдали экзамен 21 человек.
В образовательных учреждениях Таштыпского района работает 41 учитель хакасского языка и литературы. Со всеми ведется информационно-методическое сопровождение. Курсы по ФГОС прошли 90% педагогов.
Учителя активно участвуют в семинарах, круглых столах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах муниципального и республиканского уровней.
В 2017-2018 учебном году 6 учителей хакасского языка приняли участие в муниципальном этапе конкурса «Учитель года». Педагог Таштыпской школы-интернат №1 Эльза Константиновна Майнагашева стала победителем не только муниципального, но и республиканского этапа. Затем она приняла участие в заочном туре Всероссийского мастер-класса и, войдя в тридцатку лучших (из 356 участников), 14-16 ноября 2018 г. участвовала в очном этапе конкурса в г. Москва.
Родной язык для дошкольников
Изучение хакасского языка организовано в шести детских садах Таштыпского района и в группах дошкольного образования в Бутрахтинской, Анчулской и Матурской школах.
В детских садах организуются и проводятся мероприятия, направленные на сохранение и развитие обычаев и традиций хакасского народа.
В дополнение к сказанному Е.Г. Тюмерековой опытом приобщения малышей к родному языку поделилась заведующая детским садом «Рябинушка» Ирина Степановна Дубровина:
– Детское учреждение посещают 46 детей-хакасов, что составляет 47 % от общего числа воспитанников. В 18-ти семьях национальные традиции передаются поколением бабушек и дедушек, которым важно, чтобы их дети и внуки говорили на хакасском языке. Но свободно разговаривают на хакасском языке только13 семей.
Эффективный метод обогащения словарного запаса детей – игры-драматизации по сюжетам произведений хакасских поэтов и писателей И.П. Топоева, М.Е. Кильчичакова, С.П. Кадышева, хакасских народных сказок. Дети легко усваивают слова и звуки на хакасском языке при изучении хакасских песен, тахпахов.
Взаимодействие с родителями в организации изучения хакасского языка играет важную роль. Родители получают консультации педагога дополнительного образования. На родительских собраниях акцентируется внимание на роль родного языка в семье, его сохранение. Родители с удовольствием принимают участие в проведении традиционных национальных хакасских праздников.
Интересной формой приобщения семьи к изучению хакасского языка стала проектная деятельность. В 2016-2017 учебном году в рамках проекта «Хакасия – родник души» в каждой группе были созданы уголки национальной культуры, проводились праздничные мероприятия, на которых хакасские семьи могли рассказать историю рода, представить свое семейное древо; педагоги с воспитанниками устраивали театрализованные постановки; делали хакасские национальные украшения.
В 2018 году реализуем новый проект «Театральное искусство Республики Хакасия как основа развития художественно-эстетических способностей воспитанников». Первый результат проекта – районное мероприятие «Театр вокруг нас», на котором присутствовали педагоги дополнительного образования, учителя хакасского языка. Активно участвовали в подготовке мероприятия и родители: разучивали стихи, изготавливали декорации и костюмы, подбирали творческий репертуар.
Работа педколлектива по изучению родного языка и хакасской культуры гармонично объединилась с исследовательской деятельностью, и была представлена в мероприятиях: «Гордость потомков – Иван Матвеевич Штыгашев»; «Челбораков Георгий Иванович - первый хакасский композитор»; «Путеводная звезда Юрия Топоева»; «Нас пригласил театр в гости» (к 30-летию театра «Читiген»).
Значимым для нас является участие в республиканском конкурсе «Пала тiли», который проводился в г. Абакане, где воспитанница нашего детского сада Саша Токчинакова заняла 4 место в номинации «Лучшее исполнение песни на хакасском языке».
Родной язык – шорский
В Матурской и Верх-Таштыпской школах с 2015 года через внеурочную деятельность организовано изучение шорского языка в количестве 3 часов в неделю. В 2018 году в Матуре учатся 13 школьников-шорцев. Шорский язык, как предмет, изучают 9 учащихся 1-8 классов.
В Верх-Таштыпской школе организованы мастерские по обучению традиционному творчеству шорцев: «Чистое слово», «Мифы и легенды шорского народа», «Традиционная одежда шорцев», «Фольклор шорского народа»,– в которых во внеурочное время занимаются 35 обучающихся. Учитель МБОУ «Верх-Таштыпская СОШ» Маргарита Николаевна Мистрикова в марте 2018 года прошла курсы повышения квалификации «Обучение шорскому языку» в Новокузнецке.
Колыбель языка – семья
Таким образом, преподавание родного языка в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Однако, к сожалению в семьях недостаточно используют родной язык. В среднем около 40% детей приходят в школу, не владея родным языком. Поэтому следует больше внимания уделять работе с родителями. Для этого в 2018 году управлением образования Таштыпского района совместно с филиалом ХРОТО «Лига хакасских женщин «Алтынай» в Верх-Таштыпской средней школе было организовано общешкольное родительское собрание «Изучение родного, шорского языка».
Для оказания помощи родителям, повышения интереса к родному языку в районной библиотеке организованы занятия «Изучаем хакасский язык с мамой», которые проводит Нина Сергеевна Бурнакова.
Таштыпский район может быть примером
Выслушав доклады Е.Г. Тюмерековой, И.С. Дубровиной, а также директора МБОУ «Бутрахтинская СОШ» А.В. Кулумаевой начальник отдела национального воспитания Министерства образования и науки РХ Ольга Васильевна Доможакова поблагодарила педагогов района за плодотворную работу. Она отметила, что показатели, достигнутые в Таштыпском районе, в целом соответствуют средним значениям по республике, а в некоторых случаях, в частности по дошкольным учреждениям, значительно выше средних. Однако успокаиваться на достигнутом не стоит. Следует стремиться к тому, чтобы родной язык изучали 100% учащихся. Ольга Васильевна рассказала о подготовке программ и учебников по хакасскому языку, литературе, а также истории Хакасии.
Помощник депутата ГД Н.С. Максимовой Любовь Иосифовна Аёшина в свою очередь сообщила, что в Совете старейшин республики работает группа, контролирующая подготовку учебников, а также, есть мнение о необходимости организации дистанционного обучения взрослого населения хакасскому языку.
– Таштыпский район – многонациональный, – сказала Любовь Иосифовна. – Он может и должен стать примером национального воспитания молодежи для других территорий республики.
Ирина Кабанова
На снимке: дети «Рябинушки» читают стихи на хакасском языке
Оставить сообщение: