29 января во всех школах Таштыпского района прошел Единый классный час «Алыптығ нымах», нацеленный на популяризацию хакасского героического эпоса как неотъемлемой части культурного и духовного наследия Республики Хакасия.
Всего прошло 113 мероприятий, в которых приняли участие 1976 учащихся со 2 по 11 классы всех школ района. На классных часах дети заслушали выступление Главы Республики Хакасия Валентина Коновалова, просмотрели видео-лекции ученых ХакНИИЯЛИ. Также в школах провели тематические уроки, классные часы, посвящённые героям хакасского эпоса. Школьники знакомились с творчеством таких знаменитых мастеров-сказителей как С.П. Кадышев и П.В. Курбижеков.
Е. Тюмерекова,
ведущий специалист управления образования
В Бутрахтинской СОШ также прошли классные часы, посвященные хакасскому героическому эпосу.
– Героический эпос является самым популярным фольклорным жанром у хакасов. Но данный жанр дается не каждому. Объем героического сказания может составлять от 1,5 до 30 тысяч стихотворных строк. Эпос традиционно исполняется горловым пением (хай) под аккомпанемент чатхана или других музыкальных инструментов. Сказители (хайӌы) всегда пользовались большим уважением среди народа, как в старые времена, так и в современном обществе, – так начала Единый классный час в 5-11 классах Лидия Максимовна Султрекова, учитель хакасского языка и литературы Бутрахтинской СОШ.
В начальных классах также были организованы классные часы классными руководителями.
Дети приготовили сообщения и рассказали об известных сказителях хакасской земли: о Семене Прокопьевиче Кадышеве, Евдокии (Овдо) Никитичне Кулагашевой, Константине (Комотай) Антоновиче Бастаеве. Также ребятам рассказали о современных исполнителях героических эпосов: о Вячеславе Кученове, Евгении Улугбашеве и продемонстрировали видеоотрывки их выступлений.
В конце школьники показали свое мастерство чтения героических эпосов. Под видеоряд ученики 11 класса прочитали по ролям отрывок из героического эпоса «Албынӌы».
К. Мамышев, Л. Султрекова,
учителя Бутрахтинской СОШ
Оставить сообщение: