Душа до сих пор за детей болит

11:54 30.09.2021
Душа до сих пор за детей болит

Наша беседа с Анной Фоминичной Карамашевой началась с благодарности. Собственно говоря, именно благодаря желанию сказать добрые слова и случилось это интервью…

– 1 сентября я сидела, перебирала чернику, вдруг заходит Наталья Вячеславовна Кокорева со своей помощницей. Я растерялась, ведь она занятой человек, наш депутат Верховного Совета. Я просто не ожидала, что такой человек, как она, может вот так просто прийти с огромным букетом цветов, подарками и поздравлениями. И я не могу не поблагодарить ее за это.

Она не равнодушна. И даже когда мы заболели всей семьей ковидом, она лично привезла нам лекарство. Вот именно такие люди и должны быть депутатами, – рассказывает Анна Фоминична.

Это была не просто благодарность, а благодарность учителя, который уже давно на пенсии и не работает. Но несмотря на это, педагога и по сей день не забывают.

Быть проводником приятных сообщений до адресата не составляло труда. Казалось бы, на этом моя миссия должна быть окончена. Но когда перед тобой сидит человек, умудренный жизненным опытом, которому явно есть, что рассказать, упускать такую возможность было бы просто преступлением.

Анна Фоминична – учитель начальных классов. На заслуженный отдых она ушла в 2007 году, тогда ей уже исполнился 71 год, сейчас – 85. Но ее феноменальной памяти, точности в цифрах и именах, красиво поставленной речи может подивиться каждый, а не только 30-летняя журналистка, которая забывает, зачем и куда шла, едва перейдя в соседнюю комнату.

«Боевое» крещение

Детство маленькой Ани прошло в поселке Уйбат. Мама воспитывала девочку одна. Отца, как и многих мужчин в то время, у семьи отняла война. Он погиб под Сталинградом.

Начальную школу Аня окончила в родном поселке, а вот переход в старшее звено осложнялся переездом в соседнюю деревню Усть-Бюр, где находилась средняя школа. А это ни много ни мало три километра пешком до станции, а потом еще время в пути. Нужно было проявить недюжинную силу воли, чтобы продолжать получать знания.

– Анна Фоминична, а почему Вы выбрали для себя профессию учителя начальных классов?

– Я вообще ничего не выбирала. Я закончила 8 классов, выбора у меня большого не было. Просто, чтобы не ездить и не преодолевать долгий путь до школы, мы с мамой решили, что нужно поступать.

Учеба давалась Ане легко. Родной педколледж и его преподавателей она вспоминает с восторгом и теплотой:

– А какие учителя нас учили! Всему учили, даже танцевать, и вместо родителей нам были.

Первый свой рабочий день после окончания колледжа Анна Фоминична помнит очень хорошо. Волнительный момент, самостоятельное плавание. Начало трудовой деятельности было положено в большом и дружном коллективе Аскизской средней школы.

– Расскажите о своем первом дне, когда переступили порог школы?

– 1 сентября. Большие классы и новый коллектив, в котором я еще никого не знала. Сильнейший был учительский состав начальных классов. И такой дружелюбный. Учителя – заслуженные, и отличники народного просвещения.

Влилась в коллектив очень быстро. Настолько мне было тепло и уютно с ними. Поэтому, когда пришлось переехать, я долго по ним скучала.

– Был ли педагог, на которого Вы могли равняться?

– Мария Михайловна Угужакова. Я проходила у нее практику в базовой школе в Абакане, и практически вела все уроки. Она меня научила всему. Прежде чем давать урок, она все подробно расписывала. Я могла к ней в любое время подойти и спросить совета.

Когда начинала в Аскизе в школе работать, через полгода первым секретарем райкома партии был назначен Василий Архипович Угужаков, муж Марии Михайловны. И они переезжают. С 1 февраля ее ставят завучем начальных классов. Учителя до этого особо и не знали, кем работает жена первого секретаря.

Классы тогда были большие, по 40 человек. И вот мне дали первый класс. 1 февраля стоим с учителями в коридоре, заходит Мария Михайловна с сыном, увидела меня: «Ой, Аня, ты здесь работаешь? Какой у тебя класс?» – «Первый», – отвечаю я. – «Вот, Вову забирай в свой класс» – «Мария Михайловна, я плохо работаю, не буду». Она говорит: «Что значит «плохо работаю», пойдем, где твой класс?»

Она разделась, села. Я не помню, как проходили у меня уроки. А тогда был такой распорядок, что с отстающими детьми обязательно нужно было заниматься, у них были отдельные тетради. После урока все школьники уходят домой, а ты садишься и начинаешь вести дополнительные занятия с этими детьми. Заходит Мария Михайловна, говорит: «Так, отправляй всех домой, садимся с тобой разбирать уроки». Все четыре урока она мне по «косточкам» разложила. Еще и накидали конспекты на следующий день. Она и воспитательные планы помогала всем учителям писать под диктовку, как правильно.

Почти полвека, 48 с половиной лет, Анна Фоминична учила малышей читать и писать.

– Что не давало уйти на пенсию?

– Я уходила, полтора года дома сидела. Так вышло, что педагог, которая вела младшие классы, ушла на другое место работы. И вот вечером 25 февраля раздался звонок, такой официальный, от директора Лидии Алексеевны Третьяковой: «Анна Фоминична, чтобы завтра при полном наряде были у меня в кабинете». Не успела ничего спросить, как трубочку она положила. А я работать не собиралась. Но такая ситуация, дети остались без учителя, поэтому согласилась. Нужно было всего-то поработать три месяца до летних каникул…

Зашла в класс, а там стоят одиннадцать гавриков, маленькие, хорошенькие. Да что ж мне три месяца-то не отработать?! Ну а потом меня уже попросили довести их до конца. А потом еще были детки, потом еще, и так я доработала до 71 года.

– Я тоже немножечко захватила то время, когда Лидия Алексеевна была директором, она была строгая, любила порядок и умела держать дисциплину в школе. А как работалось с ней учителям?

– Мне работалось с ней легко, к тому же у меня был опыт взаимодействия с директорами. У меня она была четвертым директором. Я ее знала и по училищу, она училась на курс старше меня.

У нее всегда был четкий распорядок дня. Последний год мы с ней стали еще ближе. Я очень скучала, когда ее не стало.

Лидия Алексеевна учила молодых учителей, как нужно работать. Очень скрупулёзно разбирала уроки. Все педагоги, которые начинали трудовой путь с Лидией Алексеевной, потом могли работать вообще в любой школе.

Мой Николай Иванович

В жизни Анны Фоминичны было всего два места работы, сначала Аскизская школа, а потом Таштыпская. Переехали сюда они в 1968 году, мужа, Николая Ивановича Карамашева, распределили к нам на работу.

Мы сидим с Анной Фоминичной на кухне, пьем чай и разговариваем о жизни. За ее спиной стоит небольшая иконка и такого же размера фотография мужа. Его уже нет на свете, но то, с какой теплотой Анна Фоминична говорит о супруге, добавляя ласково «мой Николай Иванович», делает его настолько живым, словно он ангел-хранитель за ее плечами.

Вместе с мужем они учились на первом курсе педучилища, правда, ему тогда было уже 25 лет. Он после фронта проучился с ними один год, а потом его перенаправили в Красноярск, в партийную школу. Так что когда после летних каникул студенты вернулись к учебе, своего одногруппника они не досчитались.

– Так если он уехал, как же Вы потом с ним снова встретились?

– С третьего курса он начал мне писать письма. Я ни на одно письмо тогда не ответила. А что я писать буду? Нечего было. На четвёртом курсе он приехал на зимние каникулы, а мы вернулись с практики. Вот и встретились.

Мы не дружили. Я экзамены вступительные в институт как раз сдавала, а он, оказывается, приехал. Об этом знали все, кроме меня. Наутро мы пошли проверять списки, кто поступил. И он пришел, поздравил меня с поступлением. А потом мы поехали к моей маме знакомиться...

Николаю оставался последний год учебы в Красноярске. И они надеялись, что и Анна переведется туда же.

– Но 29 августа он уехал, а на следующий день позвонил, сказал, что ничего не получается, и меня не берут. И я пошла на занятия в свой пединститут, – рассказывает Анна Фоминична. – Мы хорошо сдали зимнюю сессию, разъехались по домам. После каникул я снова вернулась в Абакан, Николай – в Красноярск.

Только начали учиться, как в середине февраля он заболел. И я бросаю институт, выезжаю в Красноярск, и живу там полгода. Он благополучно окончил партийную школу, сдал все госэкзамены на пятерки. Приехали в Абакан, где получили направление в Аскизский район. Он в райком – инструктором, а я в школу пошла.

Муж-фронтовик

Николаю Ивановичу не было и 18 лет, когда он добровольцем ушел на фронт вслед за своими друзьями. Приехал в военкомат, его направили в Новосибирск, в школу радистов. Весной 1944 года после досрочной аттестации вместе с другими ребятами этого потока он попадает на фронт.

В течение года Николай участвовал в боевых действиях в составе 1-го Белорусского фронта 33-й армии в батальоне связи. Получил первое боевое крещение под Бобруйском, затем штурмовал и освобождал Вислу, участвовал в штурме города Франкфурт на реке Одер, брал Берлин.

– Вот как в жизни бывает. Николай Иванович брал Варшаву. В одном городе воевали они вместе со своим земляком, а не знали об этом, и не видели друг друга. Это уже после фронта, когда мы сюда переехали, разговорились, оказывается, в один день, в одно время, в одном радиусе были.

Николай Иванович окончание войны встречал уже за Берлином. На реке Эльбе в городе Цербет встретились наши воины с американскими.

В семье Анны и Николая родились двое детей: старший сын – Виктор, много лет проработал в администрации Таштыпского района, и младшая дочь – Наталья. Она была министром Министерства социальной защиты Республики Хакасия. И один единственный внук, тоже Николай, который сегодня работает в Курагино старшим помощником прокурора, в звании майора.

Сколько выпусков, не сосчитать…

– Были ли какие-то профессиональные секреты, как расположить к себе родителей своих учеников?

– Я не знаю, как это выходило, но была какая-то теплая взаимосвязь у самих родителей с детьми. Оттого, наверное, и заинтересованность в школьной жизни.

У Харченко все трое детей учились у меня: Лена, Паша и Дениска. Как-то зимой, холод, а у меня собрание родительское. Родители – мамы и папы – в основном приходили вместе, и даже с ребенком грудным в коляске. И вот заходит Геннадий Григорьевич Харченко, а жена его, Любовь Сергеевна, уже здесь сидит. Он тогда работал лесником, и уезжал куда-то далеко. Заходит, весь в снегу, запорошенный, в шубе. А я говорю: «Отдыхали бы Вы, Геннадий Григорьевич». На что он ответил: «Анна Фоминична, да как я мог не прийти? Написано же – «дорогие родители». В дневниках дети приглашали родителей, и всегда своей рукой и от души писали приглашение. И вот его слова: «Ну как я мог не прийти, вот так прочитать и не прийти!?»

Конечно, не для всех я была хорошая. Сейчас на склоне лет я думаю, что неправильно поступала где-то, неправильно сказала что-то.

– То есть какие-то поступки Вы до сих пор анализируете?

– Ооо, до сих пор у меня крутится, кому что не так сказала, на кого не так посмотрела, кого оставила на повторный год. Душа до сих пор болит.

– Ну, наверное, это было все к лучшему, иначе ребенок так бы и пошел дальше по знаниям на «хромой» ноге…

– Я слежу и по сей день за этими детьми, и они все устроились в жизни очень хорошо. И высшее образование получили.

– А душа больше к кому лежала? К отличникам или к хулиганам?

– Отличники, они, знаете, пробьют себе дорогу сами… Взяла однажды третий класс. За последним столом сидел маленький, худенький, неухоженный мальчишка. Ногу под себя положил, чтобы повыше сидеть, потому что он настолько маленький был. Я пересадила этого ребенка за первый стол, к себе поближе, взяла на контроль. Он первые дней десять, наверное, в школу постоянно опаздывал, несмотря на то, что уроки были с обеда. Пусть не на пятерки и четверки, а на три-четыре он должен был учиться. В итоге ребенок пошел и пошел вверх, окончил четвертый класс на твердую хорошую тройку, почти четверку. А сейчас он такой добрейшей души человек, всегда приходит и поздравляет, когда приезжает в гости к матери в Таштып.

Список учеников можно продолжать бесконечно, Анне Фоминичне есть кем гордиться. Многие ее воспитанники сегодня работают учителями: Лариса Петровна Ултургашева, Надежда Павловна Рыженко, Елена Юрьевна Александрова. Есть среди них врачи: Сергей Бутонаев, Валентина Сагалакова, Ольга Субракова, Любовь Кислицына – медсестра.

Где только не встретишь учеников Анны Фоминичны.

– В прокуратуре: Ольга Кауф. В магазин придешь – Оля Герасимова, продавец, с удовольствием из ее рук что-то покупаю. В швейную придешь – Люда Кызынгашева. И это только в Таштыпе которые. А так, и летчики, и инженеры, и врачей много. Дети в основном устроены в жизни.

Или Вячеслав Шулбаев – тоже один из ее учеников – сегодня он начальник направления по безопасности и международной политики Администрации Президента РФ, никогда не забывает поздравить первого учителя с праздниками и с днем рождения, где бы по долгу службы не находился в этот момент: на Кубе, в Бразилии, Китае, Пакистане, Карелии.

Сколько выпусков было у нее, уже и не сосчитать. А ученики никогда не забывают и приходят в гости.

Профессия учителя – основа всех добрых начал на земле. Однажды кто-то сказал: «Человек, как звезда, рождается, чтобы светлее стала Вселенная…». Светом во Вселенной для многих из нас становится именно первый учитель. Учитель, чье сердце и двери дома всегда открыты для учеников. Как у Анны Фоминичны Карамашевой.

Наш материал выходит накануне Дня учителя, и мы от души поздравляем Анну Фоминичну с праздником! Желаем крепкого здоровья, радости, долгих лет жизни и чтобы ученики по-прежнему не забывали любимого учителя!

Алёна Генке

Фото из личного архива

77209

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы