Помню, однажды дядя Прокопий рассказал один случай из боевых будней.
В небе появились фашистские самолеты. Эскадрилья наших перехватчиков поднялась в воздух наперерез вражеским «ястребам». Завязалось настоящее воздушное сражение. Трем нашим летчикам, в том числе Прокопию Виссарионовичу, не повезло в том бою: их самолеты были подбиты. Все трое успели воспользоваться парашютом и приводнились прямо в море (бой шел над морем). Деваться некуда, надо плыть, чтобы не утонуть. Благо берег оказался не так далек. Гребли изо всех сил. Когда уже силы были на пределе, дядя Прокопий решил измерить глубину. К большому счастью, почувствовал дно, вода была ему по шею. Так все три наших летчика спаслись.
После войны Прокопий Виссарионович жил с семьей на Украине в городе Полтаве. У него есть сын и дочь. В годы распада СССР, и сложные перестроечные времена, мы, родственники, потеряли с ним связь. Я даже писала письмо на передачу «Жди меня». Но они почему-то не смогли нам помочь узнать что-либо о нашем дяде.
Старший брат Прокопия, Павел Виссарионович, тоже воевал. С войны вернулся домой с ранением в голову. У него была большая семья: пятеро сыновей и три дочери. Бывший фронтовик был назначен директором Чиланской школы. Ему, видимо, с таким ранением физически нельзя было перенапрягаться. Но семья большая, детей надо поднимать. Так и не смог он оставаться в стороне от мужских, деревенских дел, что окончательно подорвало его здоровье. В 1947 году он умер. Павел Виссарионович был человеком уважаемым. В знак признания его пешком от Чилан до Карагая несли на руках. В то время самый старший сын Николай учился в 8 классе. Ему пришлось бросить учебу и помогать матери поднимать младших братьев и сестер.
Моего отца Григория Виссарионовича в действующую армию не взяли из-за плоскостопия. Зато он в трудовой армии 7 лет отслужил. Трудился не покладая рук, впроголодь. А дома мы, дочери, голодовали. Приходилось жмых, сою есть.
Маминого старшего брата звали Андреем Капитоновичем. Он тоже воевал с фашистами. У него дома осталась жена и четверо детей. Последнее письмо от брата моей матери пришло из Харькова. Он писал: «Сестра, фашисты нам голову поднять не дают, наверно, не уцелею». Своей жене мой дядя написал так: «Я знаю, что ты осталась беременной. Если родится сын, назови его Андреем». Действительно, его жена родила сына и назвала Андреем. В настоящее время он живет в Абазе, уже на пенсии. Зовут его Андрей Андреевич Ахпашев.
У моей матери девичья фамилия Ахпашева. Она была единственной дочерью у родителей. Ее младший брат ушел на войну в 17-летнем возрасте и без вести пропал.
Мне очень тяжело было писать о своих родных людях. Война не дала им полнокровно пожить. Все они погибли или умерли в самом расцвете сил. Поэтому я обращаюсь к молодому поколению, чтобы они берегли себя, жили достойно.
М. Сагалакова,
ветеран педагогического труда, с. Таштып
На снимке: Прокопий Виссарионович Сагалаков
Оставить сообщение: