Школьники послевоенного времени
– Ведь в ту пору школы были не в каждом селе, да и транспорта для доставки детей в школы не предусматривалось. А путь от школы до дома составлял нередко 10 и больше километров. Ни о каком освещении улиц и асфальтированных дорогах тогда даже не думали. Время было совсем другое, – вспоминает Анисья Павловна, словно вглядываясь в давно прошедшее, с легкой улыбкой на лице. – В пятый класс я ходила в Верхних Сирах, а в шестой – в Нижнесирскую школу. Жила то у родственников, то просто у знакомой женщины Марии Бабиковой. Тогда люди, мне кажется, отзывчивее на чужую нужду были. Ничего особенного в том, чтобы принять в дом девчонку-школьницу, не было. Само собой считалось – учиться нужно. А потом учительницу математики Ольгу Петровну Колмакову перевели в Карагай. И она меня с собой забрала. Так что седьмой класс я училась в Карагае.
Может, именно тогда у юной Анисьи окрепла мечта – стать учителем математики. В старшие классы она ездила учиться в Таштып, в школу-интернат №1.
– Как в интернате жили? Трудно, холодно… Но ведь молодые были! Все нипочем. Школа тогда располагалась в деревянном здании, отопление, конечно, печное. Во дворе школы – дровянник. А интернат, где мы жили, вот так, на другой стороне, – рассказывает Анисья Павловна, показывая рукой, где располагались раньше здания, из окна кабинета в музее, где мы беседовали.– Топили печки в жилых комнатах мы сами, и еду себе сами готовили. Жили в интернате человек, наверное, около ста из разных классов и деревень. Печи топили дежурные по очереди, по два человека дежурили. Их обязанность – дров со школьного двора наносить, печь затопить. У кого уроки раньше заканчивались, тот успевал печь занять, чтобы кушать сварить. Кто позже из школы возвращался, бывало, не успевал…
Хотя печи и топили, тепла все равно до утра не хватало. У меня кровать у окна стояла, я мерзла. Да и в школе бывало, пока печи топятся, с валенок натечет, а потом на полу льдом замерзает. Но тогда все так жили. И друг к другу по-доброму относились.
В пятницу мы ехали домой, в деревню. По пятницам туда можно было добраться автобусом или попутным транспортом. А в воскресенье, когда нужно было возвращаться в Таштып, уехать было не на чем. Мы шли пешком больше 20 километров каждую неделю, в любую погоду. И в этом тоже тогда не было ничего особенного.
Везде хорошо, но дома лучше
В 1956 году Анисья Павловна окончила школу. С выбором профессии проблем не было. Она решила стать учителем. Ее трудовая биография началась в родной деревне. Анисья Павловна год работала учителем в Нижнем Шепчуле, в той школе, где начинала учиться сама.
Потом она уехала в Кызыл. Сначала работала там на стройке, потом – в школе. Поступила на физико-математический факультет Кызыльского педагогического института. Там же, в Туве, она встретила своего будущего мужа, в 1962 году вышла замуж. Все было неплохо, но Анисье хотелось вернуться домой. Она скучала по родным местам, заботила жизнь родителей, сестры. И в 1964 году Анисья Павловна с мужем вернулись в Хакасию, в Таштып.
– В то время директором первой школы в Таштыпе был Василий Денисович Карамашев, преподаватель литературы. Он меня хорошо принял. И с жильем помог. Рядом со школой тогда был дом жилой, нам там две комнаты выделили. А позже квартиру дали по улице Ленина. Коллектив был хороший. Только пришлось мне преподавать физику, а не любимую математику. Для меня это было непривычно. Ведь я училась в институте заочно, многого пришлось достигать самой. Очень меня тогда поддержал завуч Анатолий Терентьевич Харламов. Первый год я работала рядом с учителем физики Николаем Аполлоновичем Боргояковым. А потом уже самостоятельно. Тогда в школьной лаборатории не хватало учебных пособий. Куда бы мне ни приходилось ехать, везде первым делом искала книги, пособия. Но отношение учеников к учителю тоже было другим, более уважительным. Ведь росту во мне сколько? Меня среди школьников не враз разглядишь, – улыбается снова Анисья Павловна. – Но слушали меня старшеклассники, уважали.
В Таштыпской средней школе-интернате №1 Анисья Павловна Тохтобина работала 31 год. Многое изменилось за эти годы. И ей приходилось постоянно учиться самой, чтобы уроки были интересными, чтобы шагать в ногу со временем. Ведь наука развивается, изменяются и методы преподавания, и формы общения между учащимися и педагогами.
– Я начинала работать в школе при Василии Денисовиче Карамашеве, а заканчивала при Лидии Алексеевне Третьяковой. Она была таким руководителем, про которых говорят: «и сама не спит, и другим не дает». Всегда старалась, чтобы в школе было самое современной оборудование, чтобы внедрялись новые методики. Постоянно побуждала нас повышать свой профессиональный уровень. Нужно было всегда учиться. Мне это нравилось. Я не жалею, что так сложилась моя жизнь, что большая ее часть прошла в школе.
Одна, но не одинока
Педагогический труд Анисьи Павловны отмечен многими Почетными грамотами и Благодарностями. Она имеет звания «Ветеран труда» и «Отличник народного образования». В 1978 году была делегатом Всесоюзного съезда учителей, проходившего в Москве, в числе почти четырех тысяч педагогов со всех республик Советского Союза.
Судьба не дала Анисье Павловне своих детей, но наделила ее любовью к племянникам, своим и мужа, к ученикам. Когда пришла пора племянникам учиться в Таштыпе, ни один из них не жил в интернате. Анисья Павловна помнит свое детство, и двери ее дома всегда открыты для родственников и друзей. И теперь, когда она уже в почтенном возрасте, она не бывает одна. Племянники, племянницы, их дети не оставляют ее без внимания и заботы. И, конечно же, многие и многие бывшие ученики с благодарностью вспоминают ее уроки физики.
Здоровья и благополучия Вам, Анисья Павловна!
Ирина Кабанова
Оставить сообщение: