Приехали они в деревню Верхний Курлугаш с полуострова Таймыр в ту пору, когда маленькую умирающую деревню для себя стали открывать жители городов России. Долго переживали как смогут жить здесь. Тем более у них все родные и близкие остались в Подмосковье, да и квартира там своя имеется.
Наталья говорит:
– На Таймыре тоже места очень красивые, но населенность слишком густая. Конечно, наши родственники все в шоке. Они 30 лет ждали, когда мы переедем с севера в Подмосковье, а мы заявили, что в Хакасию уезжаем.
Нам очень понравилось здесь, все доброжелательные, нет пьяниц и иже с ними. Когда сюда приезжаешь, начинаешь думать не умом, а сердцем. Ты уже хочешь здесь остаться. Как только ты выезжаешь, сердце захлопывается, включается мозг: какая Хакасия, какая деревня, что мы вообще здесь делаем? Именно так было первый год. Но потом мы смогли купить квартиру, здесь и остались.
Рафик Рашитович, глава семейства, – личность творческая. Он занимается гончарным делом. Причем не смотря на то, что это искусство начал осваивать не так давно, он скорее профессионал своего дела. Хотя сам так не считает.
– Когда я начал заниматься гончарным творчеством, решил, что в каждом доме нашей деревни будет мое изделие. Я думал нас тут человек 25 всего, а оказалось почти 70. Пришлось потратить две дополнительных недели, зато теперь у всех есть небольшой презент.
– И что подарили односельчанам?
– Кружечки. Но каждому разную. Мужикам посолиднее, побольше, а вот женщинам, наоборот, изящные.
Рафик Рашитович закончил художественную школу. Его мама народный художник. С детства он рисовал стенгазеты в школе. Но, пожалуй, соприкосновение с творчеством на этом и заканчивалось. А потом так вышло, что он вновь начал творить.
– Я просто подумал о том, что когда наступит старость, надо будет чем-то заниматься. Вот я и нашел себе дело (улыбается).
По дороге в святую святых мастера мы осматривали его владения. Во дворе дома и на терассе собрана коллекция «находок»: железные старинные утюги, седло, подковы, серпы, различные орудия труда. Все это найдено в их огороде и на территории Верхнего Курлугаша. Коллекция выполняет не только эстетическую функцию, но и практическую. Ведь многие «экспонаты» и сегодня используются в хозяйстве.
Об аккуратности Рафика Рашитовича свидетельствует и красивый, практичный навес, выстроенный его руками, под которым находятся все дворовые постройки: баня, гараж, курятник, кладовка, дровяник и другое. Все под одной крышей – чтобы не заметало снегом. Недалеко от себя они строят еще один огромный дом. Интересуюсь:
– Если вы расстраиваете здесь свое жилище, зачем вам второй большой дом?
– Для детей. Надеемся все-таки переманить их сюда. Один сын живет в Москве, второй в Киеве.
Когда мы вошли в мастерскую Рафика Рашитовича, единственное, что смогла сказать, – протяжное:
– Вааау!
Перед нами стояло много как готовых, так и сырых гончарных изделий: тарелки, кружки, емкости для молока, вина и кваса. Вся посуда разная. Нет ни одной похожей друг на друга.
В обычном магазине такого восторга посуда не вызывает. А от этой веяло каким-то теплом. Глядя на уставленные полки, сразу представляешь, как мастер мнет комок глины, раскатывает его между ладонями. Ловко накинув глиняный жгут на руку, мгновенно укладывает его на вращающийся гончарный круг, и послушные то легкому, то сильному прикосновению рук стенки сосуда вытягиваются вверх.
– Какова технология изготовления изделий из глины?
– Глина замешивается, затем на гончарном круге это все крутится. Я руками придаю форму. Изделие срезается с круга тонкой проволокой и осторожно, чтобы не помять мягкие стенки, ставится на просушку. Вначале оно сырое, непрочное и пока еще корявое, и неприглядное. Все это заглаживается губкой, подчищается.
После этого изделие переходит в кожетвердое состояние, а когда становится тугое, по нему можно работать – делать резьбу.
Затем специальным инструментом – лощилкой, затирается изделие, отшлифовывается, благодаря чему появляется глянец и утолщается верхний слой. Когда оно высыхает, получаются разводы, это дает богатство и неповторимую красоту изделию, непохожую друг на друга.
Дальше свое дело делает огонь. Идет обжиг в гончарной печи на протяжении 10 часов до температуры 950 градусов. В горне глиняный сосуд превратится в гончарное изделие. Затем – остывание 12-15 часов. После этого изделие становится прочным. Происходит спекание внутренних минералов.
Если налить воду в изделие после первого обжига, то она будет проницать сквозь него. Именно поэтому нужен второй этап, после которого изделие становится водонепрницаемым. Здесь два пути: один европейский с изготовлением и применением глазури, второй – славянский. Я предпочитаю последний. Изделие после первого обжига погружается в молоко, сыворотку или квас. В этот момент глина втягивает в себя все это, жидкость оседает во внутренних порах. И снова обжиг в течение 15 минут при температуре 300 градусов. Получается естественный цвет и переливы.
– Ничего себе! А сколько по времени занимает создание одного изделия?
– Саму кружку в сыром виде я делаю от 5 до 10 минут максимум. Больше всего по времени занимает прохождение лощилкой. Дня через три в среднем изделие будет готово.
Прежде чем изготовить что-то, рисую эскиз будущего изделия на бумаге.
В зависимости от того сколько в молоке находится изделие и при какой температуре и количестве времени обжигается, получаются разные цвета – темнее или наоборот, светлее. Я проводил небольшие эксперименты и сделал для себя образцы цвета.
Обратила внимание, что в мастерской на полочках, рядом с готовой посудой, красовалась книга по гончарному искусству Александра Поверина.
– Вы самоучка? Обучились этому ремеслу по книгам?
– Нет, я учился у мастера, автора этой книги, в 2012 году. Потом мы с ним сдружились, поддерживаем отношения до сих пор. Он тогда сам сказал: редко попадаются люди, которые понимают зачем это надо, у которых есть творческий подход и вкус. Ты наверняка никогда не будешь штамповать свои изделия. Он был прав. У меня нет ни одного похожего друг на друга творения.
– Ставите какие-то цели перед собой?
– Главная задача, которую я ставлю себе – все эти изделия не для декоративных целей. Любое мое творение должно быть удобным и быть в ходу. И это принципиально отличает мой подход от подхода других.
Когда достигну определенного уровня мастерства, тогда и начну продавать их. Что получится, и как будет дальше развиваться гончарное дело – сложно сказать, но пока я на такой стадии.
– И какая себестоимость будет у ваших изделий?
– Ну я пока не считал, но скажу одно: за счет этого не выживешь.
– Чем полезна глиняная посуда?
– В глине – минералы, которые полезны сами по себе. Знаете, в девяностые годы российские граждане начали уезжать «за кордон». Один бизнесмен решил открыть там уникальный ресторан, в котором готовили блюда по старинным русским рецептам. Но как бы не старались повара, вкус еды все равно был не тот. В конечном счете выяснилось, что глиняная посуда, в которой они готовили, была глазурованная. Оказывается, что только после славянской обработки посуда не пропускает воду, но воздух-то проходит. И когда такое изделие томится в печи, еда в нем вкуснее за счет насыщения кислородом.
На протяжении почти всей истории человечества посуда из глины считалась магической. Глина – земля, а вода, воздух и огонь – участвуют в создании посуды. Четыре стихии объединяются в одном глиняном горшке, в миске и других предметах обихода. Четыре стихии покоряются рукам мастера, создавая неповторимое глиняное изделие.
Гончарная посуда, изготовленная современными мастерами, наделена чертами своего времени. Но в ней живет творческий труд многих поколений, непрерывная преемственность традиционного мастерства – вечно живого источника гончарного искусства.
Алена Генке
Оставить сообщение: