Представляем вам интересную работу победителя муниципального этапа Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского Дениса Артонова, ученика Арбатской средней школы, на тему Сибирское казачье войско, на примере енисейского казачества. Руководитель – Ольга Андреевна Разоренова, учитель истории и обществознания.
Становление сибирского казачества имеет очень длинную историю и территория проживания была обширной. Так, полоса казачьих земель тянулась от реки Тобол до Омска, далее по Иртышу к китайской границе. В 1594 году казаки основали первый город-крепость на территории Среднего Прииртышья – город Тара и многие другие населенные пункты Сибири.
В отличие от потомков вольных общин – Донского, Уральского и Терского войск – Сибирское было создано государством.
Одно время историю пытались вести вольные казаки Ермака Тимофеевича – покорителя Сибири. Согласно литописным писаниям, Ермак послал атамана Ивана Кольцо в Москву, чтобы сообщить о покорении сибирского ханства. Иван IV (Грозный) в награду за это 6 декабря 1582 года присвоил дружине Ермака наименование «Царская Служилая Рать».
В 1716-1720 годах на юго-восток по степному правому берегу Иртыша протянули Иртышскую укрепленную линию.
До конца XVIII столетия новая служилая корпорация не раз пополнялась: сибирскими крестьянами, солдатскими детьми, ссыльными запорожцами и добровольцами из числа временно служивших в Сибири. На конец 19 августа 1808 года она получила официальное наименование Сибирского линейного казачьего войска.
Статус казачества, как особого сословия, был упразднен советской властью от 10 ноября 1917 года. А 2 декабря 1919 года Сибирское казачье общество было ликвидировано.
После распада Советского Союза, часть потомственных казаков оказались на территории Республики Казахстан.
Первые казачьи национально-культурные объединения начали возникать еще в конце 1980-х – начале 1990-х годов. В августе 2018 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области зарегистрировано 26 казачьих организаций.
Отсюда следует вывод: сибирское казачество не появилось спонтанно. Оно играло важную роль в защите границ государства. И, не смотря на политику советской власти, в современной России все вновь возрождается.
Немало говорится о енисейском казачьем обществе. Например, свое название получили от городков на реке Енисее, служивших главным местом их жительства.
В 1822 году казаки получили название городовых казаков, и из них был образован Енисейский городовой казачий полк. Первые, вошедшие в состав, были казаки, не успевшие обзавестись хозяйством или те, кто должны были пройти службу в местах, отдаленных от постоянного места жительства.
В 1871 году Енисейский казачий полк упразднили и почти весь его состав вошел в отдельную Красноярскую казачью сотню.
Одним из элементов подготовки была джигитовка. Это скачки на лошади с выполнением акробатических упражнений.
По воспоминаниям старожила бывшей станицы Монок (ныне Большой Монок), енисейской казачки Анастасии Егоровны Байкаловой:
– О конях скажу одно: у казаков к ним особое отношение. И в труде, и на службе, и в бою всегда вместе. О животных заботились: кормили, поили, выгуливали. С молодыми казаками постоянно проводились занятия, на полянке, использовавшейся вместо плаца, рядом с домом последнего монокского казачьего атамана Анания Байкалова. Во многих казачьих семьях и монокские девчата с конями запросто управлялись. Могла казачка, например, при необходимости запрячь коня в телегу или сани, верхи тоже многие ездили, а некоторые и шашкой владели неплохо.
Казачья экипировка и лошади стоили немалых денег. Так, в начале XX века Енисейские казаки тратили 230 рублей.
В отличие от других, получавших от правительства на время службы только винтовку, енисейцы также получали холодное оружие (шашка) и нижнее белье.
Казаки занимались строевой подготовкой, рубкой «лозы» и джигитовали. Зачислялись на службу казаки с шестнадцати летнего возраста и служили до тридцати пяти лет.
В обязанности казаков входило: ночные полицейские разъезды, поимка беглых преступников, конвой казенных транспортов, пикеты и разъезды около заводов и фабрик с целью пресечения побегов ссыльных, составления конвоя.
Помимо основных обязанностей енисейские казаки с 1840-х годов стали нести службу на золотых приисках: конвоировали наемных рабочих, предотвращали беспорядки.
Проведя исследования Денис пришел к выводу:
Джигитовка – специфическая военно-спортивня культура подготовки казака к действительной службе. Она развивала ловкость, гибкость и другие ценные качества, необходимые кавалеристу в бою, и имела свои особенности енисейских казаков. А свою службу отбывали не только на местах, но и на пограничных заставах.
Сибирское казачество во все времена являлось оплотом России: часовые империи, которые надежно охраняли границу страны. Несмотря на то, что двухвековая служба была разнообразной, изматывающей и напряженной.
Оно было создано для защиты и освоения Сибири, и с течением времени стало важной силой военного и политического влияния. Организация и структура войска позволяли ему эффективно выполнять свои задачи.
Казаки Сибири принимали участие во многих военных конфликтах и экспедициях, проявляя смелость и преданность своей службе. Культура и образ жизни казаков также оказали значительное влияние на развитие региона. Однако, с течением времени, войско столкнулось с упадком и распадом. Но наследие и значение казачьего войска остаются важными в современной России, отражая его историческую и культурную значимость.
Служба в составе Сибирского казачьего войска в силу ряда причин существенно отличалась от службы большинства казаков. В основе службы енисейцев традиционно лежала охрана правопорядка, в то время как военная служба играла относительно небольшую роль. Именно этим обстоятельством объясняется тот факт, что енисейские казаки, за небольшим исключением, не принимали участия ни в Русско-японской, ни в Первой мировой войнах.
В целом енисейское казачество продемонстрировало свое единство с казачеством других регионов России. Заняв антисоветские позиции, несмотря на относительную малочисленность, отсутствие войсковой территории и институтов сословного самоуправления, енисейское казачество смогло оказать заметное влияние на ход Гражданской войны, как в Енисейской губернии, так и во всей Сибири.
Подготовила к печати Дарья Охотникова
Оставить сообщение: