В семье Евгения Михайловича и Дины Филипповны Сагалаковых пятеро детей! Знакомьтесь, читатели: Аймир, Аяс, Дима, Денис, Настя.
– Четыре сыночка и лапочка дочка… – вырывается невольно.
И смеемся дружно.
– Так и есть. Настя у нас самая младшая и самая любимая, – улыбается мать. – Ей любви достается больше всех. Я балую, отец, братья. Настя и сама говорит, что она – любимая девочка. Знаете, мечтаем еще об одном малыше в семье. Так мальчишки просят сына, чтоб Настенька так и оставалась единственной и любимой.
Вот тут у меня легкий ступор. В семье, где пятеро от 18 до 6 лет, хотят еще и шестого. Отчего-то думалось, что сейчас разговор пойдет о трудностях многодетной семьи. Но…
– К нам как-то телевиденье приехало, – делится мать. – Просили рассказать, как тяжело нам жить. Как трудно детей в школу собрать… Я отказалась говорить. Ну не о чем рассказывать. Нет у нас трудностей. Ребятишек в школу постепенно собираем, начинаем с июня, рубашки, костюмы. Вот ездили Настеньку собирать, она же девочка, хочется, покрасивее одеть. Дороговато. Но все купили, что хотели. Обувь только, но её мы всегда в конце августа берем, у ребятишек нога за лето так вырастает.
Осторожно интересуюсь:
– А кем вы работаете?
– Я – домохозяйка. А папа у нас летом – пастух, зимой – кочегар. Но мы же еще и хозяйство держим.
Говорите мне после что хотите о сложностях бытия, но все видимо зависит от мировосприятия. За тот час, что общалась я с удивительной семьей никто так на жизнь и не пожаловался. Наоборот получалось, что все Сагалаковым дается легко и просто. И секрет такой простоты кроется в том, что все в семье делается сообща.
– У меня мальчишки – молодцы! Во всем помощники. Надо было отца заменить, так коров старшие пасли. И в огороде, и в доме, и со скотиной помогут управиться.
– И как к труду приучали?
– Не приучала, само собой все вышло. Где мы, там и они. Не помню даже, чтоб я их учила. Запрещала иногда работать. Вот Денис с Димой рвутся косить уже, а мы вручную косим. Запрещаю – рано еще, ворошить и грести помогают. Старшие те, конечно, уже наравне с отцом работают. Это от отца у них, наверное. Папа у нас – молодец. Вот сколько живем, и все время судьбу благодарю, что мы встретились. Мы – чиланские оба. И знаете, по одним улицам ходили, друг друга не замечали, а потом раз – и на всю жизнь.
Стесняюсь спросить Дину Филипповну, сколько же ей лет. Говорим о домашних делах и детях. Старшие уже живут в Абакане. Аймир работает. Аяс учится в училище (техникуме) олимпийского резерва. Отделение физическая культура, будет тренером-преподавателем по греко-римской борьбе. Молчаливый и серьезный, даже в движениях нетороплив. Но видели бы вы, как он прикоснулся к волосам сестренки, жест этот, кажется, машинальный был полон такой сдержанной мужской нежности, что лучше всех слов подтвердил – Настенька в семье, действительно, любимица.
Кокетливая, улыбчивая, маленькое солнышко семьи, невольно любовалась девочкой.
– Я тоже маме помогаю! – делится Настенька. – Полы подметаю, игрушки прибираю. Мама меня не ругает.
– Не могу ругать, – согласилась с дочерью Дина Филипповна. – Иногда пристрожу, а у неё слезы. И не могу слезинки её видеть. Но она и сама все понимает. С мальчишками, конечно, стараюсь быть построже. Мужчины растут.
– Да нас мама только ругает, – вступает Денис.
– Палам! – вырывается огорченно у матери.
Мальчонка, не сдержавшись, хохочет – шутка удалась!
Ощущение любви, света и радости – отмечаю про себя.
Есть и еще одно ощущение – присутствие отца. Он на работе под бесконечным августовским дождем, возле стада. Но с гордостью про пластиковые окна – папа заработал. Про ремонт дома, переделанного из здания бывшего сельсовета, – папа сделал. И про воспитание детей – папа не ругает, папа научил. И становится ясно, что папа тут – центр на котором держится очень многое.
Уезжать из семьи не хочется. Но не гостевать же целый день. На пороге слышу дружное:
– Анымчох! – в семье принято говорить по-хакасски. Как же без родного языка?
Дина Филипповна выходит проводить и вдруг признается:
– Я сейчас понимаю, что жизнь у меня еще только начинается. Мне сорок, еще сильная. Но боюсь, что вот разъедутся все и будем мы вдвоем, а как? Надо, надо нам еще маленького… Мы успеем вырастить.
Успеют и вырастить, и воспитать в большой семье и в большой любви.
Наталья Ковалева
Оставить сообщение: