Александр Коунев: «Комсомол еще возродится»

06:38 02.11.2018
Александр Коунев: «Комсомол еще возродится»

Образ жизни – труд на благо общества

Александр Иванович из поколения детей войны, так их сейчас называют. Они росли в суровое время, когда сначала: «Все для фронта, все для победы!», а потом – для восстановления страны. Эти дети видели как тяжело работали родители, и сами работали с раннего детства. И знали, что настоящий труд требует много сил и терпения. Легко ничего не дается. Для них это – аксиома. А еще аксиома: «Раньше думай о Родине, а потом о себе!». Они приняли эти истины с раннего детства, и по-другому они не могли.

– В Абазу я приехал в 1965 году молодым специалистом, после окончания Красноярского государственного педагогического института. Тогда ведь как было? Действовал закон о молодых специалистах. Окончил ты вуз – начинай работать по распределению, куда пошлют. Приезжаешь на место – тут тебе и работа, и жилье. И мне, молодому учителю, предложили 2-комнатную квартиру. Но я, когда приехал, еще не женат был. Зачем мне такая квартира, мне и однокомнатной хватало. Отказался.

Сейчас много разных мнений высказывается о том, сколько тогда было обмана, и что правду говорить боялись. Я про себя могу сказать: никогда не боялся говорить правду или добиваться справедливости. И вот, смотрите, никогда меня за это не наказывали и в тюрьму не сажали.

Конечно, были и в то время недостатки и недобросовестное отношение к обязанностям, и тому подобное. Но это все порицалось и исправлялось. Вот пример. Комсомольские трудовые десанты помогали сельскому хозяйству. Такой был порядок. Наш отряд из Абазы – 200 старшеклассников под руководством секретаря комсомольской организации Виктора Пермякова, работал в Усть-Абакане. Я был в том отряде комиссаром, отвечал за досуг после работы и за вечернюю подготовку инструмента к завтрашнему рабочему дню (тяпки точили для прополки). Работали дружно, весело. И соревнования устраивали, и вечерние мероприятия. Ведь молодежь!

И вот, наступает пора выезжать в Абазу, и тут выясняется, что автобусов для нас нет, и завтра не будет. И что делать? Мы с Пермяковым садимся на его «копейку» и едем в Абакан к первому секретарю обкома партии (в то время это уровень нынешнего главы республики). При этом ни о какой предварительной записи на прием и тому подобном не то, что разговора, мысли не было. Просто я, как был в рабочей одежде, так и пошел в приемную. Я даже не помню, были ли при мне какие-то документы.

Вахтер спрашивает: куда? Говорю: к секретарю обкома.

– Ты откуда такой?

– С огорода! Меня там 200 человек ждут.

И первый секретарь меня принял, выслушал, расспросил как работали, сколько, когда нужны автобусы и так далее. В конце разговора:

– Ну все, я тебя понял. Иди.

И мы уехали. А на завтра, как и планировали, к десяти часам пришли автобусы, и мы уехали в Абазу.

От нас зависит многое

– Вообще, в то время комсомольцы во всех делах и решениях принимали активнейшее участие, – продолжает Александр Иванович. – В начале семидесятых годов директор Абаканского рудника Геннадий Иванович Малмыгин уговорил меня перейти работать секретарем комсомольской организации рудника. Комсомольцев в руднике тогда было около 400 человек. Работали комсомольско-молодежные бригады, были между ними производственные соревнования. Было почетно и радостно – хорошо работать. И члены комитета комсомола участвовали в принятии решений по разным социальным вопросам: распределение квартир (тогда их давали бесплатно, и был учет очередности), мест в детских садах (молодежи в Абазе было много и детей, соответственно, тоже), премий. Руководителем партийного комитета тогда был Семен Ильич Мальцев, замечательный организатор, фронтовик, очень хороший человек. В райкоме комсомола (тогда ведь Абаза входила в Таштыпский район) первым секретарем был Георгий Шулбаев, тогда же работал Анатолий Нефедов. В областном комитете ВЛКСМ – Владимир Штыгашев и Алексей Лосовский. Мы очень тесно взаимодействовали. Все были молодые, горячие, работали дружно, с огоньком.

Секретарем комсомольской организации Александр Иванович проработал два года, а потом снова вернулся к учительскому труду, преподавал географию, биологию. Его многочисленные ученики до сих пор помнят, как интересно, увлекательно, с добрым юмором раскрывал он темы школьных программ. А кроме уроков, были многодневные походы с учениками 10-х классов.

– Да, это были «практические по географии»: пеший поход к Байкалу (то есть до Иркутска мы проехали на поезде, а там уже шли пешком), поездка в Среднюю Азию, в Бухару, в Самарканд. А Хакасию просто вдоль и поперек исходили, здесь же столько красот!

Я ни о чем не жалею

Жена Александра Ивановича тоже учитель. Тамара Михайловна преподавала математику. Они вместе уже больше полувека, а их семейный педагогический стаж перевалил за семь десятков лет.

В феврале этого года Александр Иванович тоже отметил юбилей – 80-летие, получается, он всего на 20 лет младше комсомола, правотой идей которого живет и поныне.

– Уже можно и даже, наверное, нужно подводить какие-то итоги, – говорит он. – И вот так, вспоминая, как мы раньше жили, я ни о чем не жалею и ничего не хотел бы менять. И я уверен, что комсомол еще возродится. Молодежная организация, возможно, будет по-другому называться, но идеи социальной справедливости, вера в то, что общими усилиями можно изменить жизнь к лучшему, – они должны вернуться. Иначе быть не может.

Ирина Кабанова

84421

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы