Валюта Дата знач. изм.
USD 26.07 79.55 0.69
EUR 26.07 93.35 0.01

Фронтовой санитар Иосиф Калинин

08:41 24.07.2025
Фронтовой санитар Иосиф Калинин

Совместная акция редакции и Нижнесирского сельсовета, начатая еще в мае этого года продолжается. Напомним читателям, что главная её цель – восстановить имена солдат, призванных на фронт Великой Отечественной войны из деревни Верхний Курлугаш. На наш призыв первой откликнулась Мария Владимировна Егина (в девичестве Матросова) и поделилась воспоминаниями о своем прадеде Иосифе Егоровиче Калинине:
– Мой прадед до войны работал столяром. Он уходил на фронт в 1941 году. А родился в 1908. Уже семья была. Вернулся израненный. Всю войну санитаром прошёл.
Да, фронтовые документы позволяют проследить боевой путь Иосифа Егоровича достаточно точно. И именно они же подсказывают, что санитаром Иосиф Егорович стал не сразу. На фронт его призывают в первые недели войны – 5 июля 1941 года. 
Первый военный призыв. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года о призыве трактовал следующее: «Мобилизации подлежат военнообязанные, родившиеся с 1905 по 1918 год включительно. Первым днем мобилизации считать 23 июня 1941 года».
Да, уже в августе встанут в строй рожденные в период с 1895 по 1904 гг. А в 1942 году армию пополнит молодежь 1919-1923 г.р. Но та, самая первая волна забирала тех, у кого имелся хоть какой-то жизненный опыт, Иосифу на момент призыва 33 года. Возраст мужской силы. Он уходит на фронт уже будучи женатым. 

Санитар 131-го стрелкового полка

Первое место службы – 131-й стрелковый полк 71-й стрелковой дивизии.
Дивизия изначально формировалась в Сибири, она и называлась соответственно 71-я стрелковая дивизия имени Кузбасского пролетариата.
Впоследствии на ее базе сформировались три дивизии. И обновленная 71-я дивизия в июне 1941 встречает войну на Карельском фронте. Бьется с превосходящими по численности финскими формированиями у г. Петрозаводска. Отступает, постоянно обороняясь. И 27 июля 1941 года её пополняют 131-м стрелковым полком. Именно в этом полку и прибывает на передовую Карельского фронта Иосиф Калинин.
«Санитар» – значится в сведениях о личном составе части. 
Интересно, что для нашего современного уха слово «санитар» звучит непривычно. «Санитарка» или «санитарная сестра» – привычнее.
А между тем доля женщин в этой военной специальности составляла – 40%. Остальные 60% – это мужчины. Состав санроты полка – это четыре врача в офицерском звании, 11 фельдшеров и до 40 рядовых – санитары, санитары-носильщики. На них полагалось: 4 пистолета, 27 винтовок, 13 повозок и 9 грузовых автомобилей. Полагалось…
Мало кто знает, что потери среди санитаров были огромными, они сопоставимы с потерями пехоты. И первый же год войны показывает, что санитаров, то есть тех, чьи задачи – найти, оказать первую помощь и доставить в госпиталь – остро не хватает. И готовить их начинают при госпиталях, наскоро обучая из новобранцев. Возможно, именно такую – ускоренную подготовки и проходит Иосиф Калинин. Ведь до войны медицинского образования он не имел. 

Чему учили санитаров? 

Вот как об этом говорит «Руководство для ротных санитаров» от 1942 года:
«…санитар должен уметь: 
а) наблюдать за полем боя, запоминая места падения раненых; 
б) быстро, не взирая на огонь противника, приблизиться к раненому, искусно применяясь к местности и соблюдая маскировку; 
в) оказывать в любых условиях (лежа, сидя, в темноте, на открытой местности, в окопе) первую помощь при ранениях, поражениях, обморожениях, ожогах, электротравмах и в несчастных случаях; . 
г) оттаскивать или переносить раненых в укрытое от огня противника место; 
д) при отсутствии укрытий – самоокапываться и окапывать раненого для предохранения от вторичного ранения; 
е) выносить раненых на носилках, погружать их на санитарный транспорт и разгружать, приспособлять общевойсковой транспорт для перевозки раненых; 
ж) ухаживать за ранеными и при их транспортировке. 
Все указанное санитар должен уметь выполнять четко, быстро и сноровисто, в любое время года и суток».
В этом же руководстве читаем, что снаряжается санитар: поясной малой лопаткой, переносной лямкой и брезентовой сумкой, где перевязочный материал, несколько жгутов для остановки кровотечения, ножницы и нож, чтобы разрезать одежду и булавки. Раствор йода и нашатырный спирт. Так и хочется спросить: а прочие медикаменты? Удивительно, но основной задачей санитара было обнаружить и оказать помощь легкораненному. В случае тяжелых ранений условным знаком подозвать врача, медсестру. Три взмаха защитной косынкой – требуется помощь. Вскинутая вверх лопатка с куском бинта – требуется переноска.
И помощь придет. А санитар ползет дальше. Ползет, потому что санитару настоятельно рекомендовалось двигаться ползком, используя перебежки лишь в экстренных случаях. Да, так рекомендовалось. Однако, на деле санитары и санитарки нередко выносили раненных на себе, ну не успевали носильщики везде. И система знаков не всегда срабатывала. И медтранспорт не всегда был наготове. И то же руководство учит санитара, как действовать в случае активного огня. Лопаткой выкопать укрытие для себя и раненого, и отстреливаться… до последнего защищая того, кого должен спасти. Если есть чем отстреливаться – винтовка или карабин полагались одна единица на двоих санитаров. Одному – сумка, другому – винтовка. 
Случалось, часто, что санитары вовсе не брали с собой тяжелую винтовку. Понимая, что это дополнительный груз и неудобство. Попробуй и раненного тащить, и винтовку. Если везло, обзаводились трофейными пистолетами. Это было уже нарушение, но на такие нарушения смотрели сквозь пальцы.

О боевой нагрузке

Боевой путь 71-й стрелковой дивизии – это дорога от Карелии до Берлина. Она обороняла Ленинград, участвовала в знаменитой операции «Искра», прорывая блокаду. Прошла с боями Курскую дугу, освобождала Украину и Польшу. Вела бои в Германии. Иосиф Егорович в составе героической дивизии проходит через самые тяжёлые кровопролитные бои с августа 1941 по 9 апреля 1943 года. Службу в дивизии он завершает в звании «ефрейтор», будучи пом. зам. командира взвода. Надо полагать санитарного взвода. Такой взвод состоял из фельдшера и нескольких санитаров. Воинство милосердия…
Как они действовали в бою? Им предписывалось двигаться за своим батальоном на расстоянии 1 км от линии огня. В случае наступления. А в случае отступления? В книге (1984) «Сборник воспоминаний ветеранов 71-й Краснознаменной Торуньской СД» описан такой эпизод: 131-го стрелковый полк отступает от Петрозаводска, причем не просто отступает, а выходит из окружения, прорываясь к своим с боем. В ходе прорыва полк теряет всю свою технику.
«…наш путь осложняло наличие 50 тяжелораненых, число которых увеличивалось. Шли ночами, за неимением потерянной техники везли раненных в повозках. Не хватало на всех и повозок. И примерно 18 человек несли санитары на носилках. Таким образом лазарет двигался в течение двух недель. В начале сентября полк вышел к своим. Всех раненых доставили без потерь».
Интересно, что идут не просто, идут с боями, попадая под обстрелы. Но раненых не бросают. Провианта не хватает. И его крохи делят поровну на всех.
В череде санитаров, что мужественно выносят бойцов и, наверняка, наш Иосиф Егорович. Надо сказать, что о действиях санитаров в книге воспоминаний упоминается скупо. Они, как само собой разумеющееся. И если звучат имена медиков, то это: врачи, медсестры, военфельдшеры. Санитары же остаются за кадром. Они молчаливые труженики войны. Их задача найти и вынести. Спасать и лечить будут другие.
В конце октября дивизия выгружается на станции Жихарево, а оттуда перебрасывается в район Синявинских болот.  Надо ли говорить, что бои за город Ленина были беспрерывными. 
13 января 1943 года дивизия начинает наступление. Идя на соединение с Волховским фронтом. Это наступление через семь дней завершится прорывом блокады.
 «Уже в первые два дня боев стрелковые полки понесли значительные потери. Для продолжения наступления командование дивизии принимало меры для восполнения этой убыли: ежедневно формировались команды по 20-30 человек из воинов спец. частей и тыловых подразделений, которые сразу же поступали в распоряжение стрелковых полков. Дивизия четыре раза получала пополнение из резерва 2-й ударной армии общей численностью в 4000 воинов» – читаем в воспоминаниях М.С. Рыбакова, всё в той же книге. 
Привожу их, чтобы осознать великий труд медсестер, санитаров, военврачей. Четыре тысячи воинов взамен погибших и раненых. Четыре тысячи, которых надо было вынести с поля боя. Даже если считать по жесткой арифметике войны, что на одного убитого приходилось 2,5-3 раненых. За семь дней боев скромные труженики войны 71-й стрелковой дивизии вынесли в тыл несколько тысяч бойцов. Раненых столько, что медсанбаты не справляются с потоком и госпитальные машины по нескольку часов ждут разгрузки, а врачи и медсестры по несколько суток обходятся без сна. Урывая время на короткие пересыпы, чтобы хоть как-то восстановить силы. И ведь всех этих раненых прежде чем доставить в госпиталь, надо было вынести с поля боя… 
И когда Москва будет салютовать героям прорыва блокады, она будет салютовать и Иосифу Егоровичу Калинину.
В апреле 1943 года Иосиф Егорович меняет часть и военную специальность. В документах читаем: «выбыл в 11 дивизию».
Если более точно – 72-й легкий артиллерийский полк 11-й стрелковой дивизии. Интересно, что причину смены части фронтовые документы умалчивают. Нет сведений о ранении. Утеряны? Сам попросил о переводе в стрелки? Что произошло? Сейчас это сложно установить. Но как бы там ни было Иосиф Егорович теперь стрелок. Меняет часть, но остается все там же в окопах Ленинграда.
До осени 1943 года части дивизии ведут непрекращающиеся бои под Синявино. В ноябре 1943 дивизию перебрасывают на Ораниенбаумский плацдарм. Еще один участок фронта со своей и отчего-то малоизвестной историей. Достаточно сказать, что этот кусочек земли у г. Ораниенбаума, продержался, по сути, в окружении с 1941 по 1944 год. А захват этого участка балтийского побережья позволил бы гитлеровцам полностью парализовать движение кораблей Балтфлота и лишить оборону Ленинграда мощных фортов, сделав положение города практически безнадежным. И Ораниенбаум сражался. Работал. Сохранял исторические дворцы. И именно отсюда грянет «Январский гром», или Красносельско-Ропшинская операция, в ходе которой полностью освободят город Ленина от блокады.
Частью операции станет и 11-я дивизия, и 72-й легкий артполк, где сражается Иосиф Егорович.  В ходе операции Иосиф Калинин получает первое, по крайней мере первое задокументированное тяжелое ранение.
14 января 1944 года начинается наступление. 14 января Иосиф получает ранение. Направляют его в Сортировочно-эвакуационный госпиталь № 1170. Интересный факт, госпиталь находился на территории знаменитой Александро-Невской лавры. В задачи СЭГ входило массово принимать с фронта раненых, оказывать первую медицинскую помощь, экстренно прооперировать и оставить долечиваться людей в критическом состоянии. А средне- и легкораненых переправить в другие лечебные учреждения города или в тыл. Две недели находится Иосиф под святыми стенами. И ангелы земные – в белых халатах, и хранители небесные бьются за его жизнь. И только спустя 14 дней Иосифа переводят в 927 госпиталь. О сложности ранения можно судить по тому, что вплоть до марта 1944 года он лечится. В марте его направляют в 4-й батальон выздоравливающих. А потом…он вновь оказывается в госпитале. Открылись раны? Ну кто же это теперь-то скажет. Но его вновь переводят в госпиталь. И только в ноябре 1944 года его направляют в тыл. Почти год на больничной койке. 
В 1968 году Иосифа Егоровича наградят медалью «За отвагу». К сожалению, наградные документы – скрыты. Но, как мы знаем, медаль «За отвагу» вручается за невероятно мужественные поступки в бою. Также ему была вручена медаль «За оборону Ленинграда» и юбилейные медали «За Победу над Германией».
Ну вот, пожалуй, и всё о фронтовой судьбе Иосифа Егоровича Калинина. По свидетельству родных после войны он будет жить в Нижнем Курлугаше. Вместе с супругой – Степанидой Максимовной воспитают пятерых детей сына Степана и четверых дочек: Анну, Галину, Лидию, Веру. Дом, построенный ими до сих пор жив. Дома чаще всего переживают своих хозяев. Иосифа Егоровича не станет 22 сентября 1984 года. 
Какая долгая жизнь… Долгая и достойная, только такая жизнь оставляет после себя благодарную память потомков. Ведь, вдумайтесь, восстановить фронтовую судьбу Иосифа Егоровича попросила правнучка. Что ж, вот и еще один Белый журавлик Верхнего Курлугаша добавлен в строй своих односельчан. А редакция продолжает акцию по восстановлению имен и судеб воинов из деревни Верхний Курлугаш. И очень надеемся, что их потомки нам в этом помогут!

Наталья Ковалева

17

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы