Валюта Дата знач. изм.
USD 28.06 78.47 0.26
EUR 28.06 92.28 0.62

Образование в Матурском сельсовете: взгляд в прошлое

13:10 25.06.2025
Образование в Матурском сельсовете: взгляд в прошлое
Таисья Ивановна Карамышева с учениками

Бегут года, минуло два века, сменяются поколения, а жизнь продолжается чередой событий. С того времени, в 1825 году, была открыта первая страница истории села Матур, утекло много воды и, конечно, с той поры многое изменилось, выросло не одно поколение матурцев. Когда-то, два века назад из убогого села превратилось в красивое село, хотя и перестройка 90 годов сделала свое «печальное дело». Нет: леспромхоза, ОРСа, промхоза, фермы №3 «Абазинского совхоза» и т.д.
А вот новая школа есть, значит, село живет, значит, будет будущее у села. День рождения деревни – это также и день рождения всех ее жителей, которые живут или когда-то жили в ней, но по разным причинам либо разъехались, или просто ушли в мир иной.

На 1926–1927 гг. в Матурском сельсовете на момент переписи было семь населенных пунктов: В-Матур, Н-Матур, Мезюк-Кол, Тлачек, Такмалок, прииск Кызас, Балактош.
На 1955 г. их названия звучат по-другому, например «Балахташ». Возможно, это связано с малограмотностью людей, которые вели перепись, а возможно с диалектом хакасского языка. В данной статье, хочу обобщить и написать про образование в населенном пункте Балахташ при Матурском сельсовете до 1981 г., т.к. от 21.10.1981 г. «Административно-территориальные вопросы» – исключить населенные пункты Хакасской авт. области…как прекратила свое существование деревня Балахташ Матурского сельсовета Таштыпского района.
Учителя, работающие в те далекие года 20-40 гг., внесли большой вклад в образование села. Считалось, если у тебя есть 2-3 класса начального образования, то ты грамотный. В городе было проще, а вот в глухих деревнях, как Балахташ, совсем по-другому. В те годы к массовым образовательным учреждениям начальной школы для народа относились и церковно-приходские школы. Согласно «Правилам о церковно-приходских школах от 13 июня 1884 г.» школы церковного ведомства должны были являться оплотом «истин православной веры» и средством воспитания в духе «преданности царю отечества».
Священный Синод распоряжением от 24.06 .1884 г. призвал священников к «ревности» в деле просвещения народа. 
Церковно-приходские школы должны были дать детям (особенно отдаленных деревень, как Балахташ) основы православия и первоначальные знания. Школьная программа была утверждена Святейшим Синодом. По Закону Божьему изучали священную историю, учили молитвы и пересказывали притчи. На уроках русского языка изучали основы правописания, основные части речи, писать диктанты, учились письменно излагать свои мысли. Изучали арифметику, учили счету до тысячи и т.д. Кроме того, в школах преподавалось пение и чистописание.
Период просвещения самого села Матур связано с именем Ивана Матвеевича Штыгашева (1861 – 1915) священника-просветителя, первого учителя. Но в данной статье я хочу написать о Иверской женской общине на Балахташе (об этом писали не раз, используя книгу М. Захарова).
В 1911 году в Матурском церковном приходе основана Иверская женская община. Она положила начало образованию детей, подростков в Балахташе. Был построен специальный дом для школы. Священником был отец Николай Селеков, и он же учитель. Он писал, что нужно взяться за школьные дела. Все были безграмотные, не умели читать, писать. Сами сестры при общине также были безграмотные. В первую очередь сестры обучались «Жития Святых». 
В ноябре 1913 года при общине Николай Селеков открыл одноклассную миссионерскую школу, которая носила название «Матурская, при женской Иверской общине Кийской волости Кузнецкого уезда Томской губернии благочиния №3». В ней по штату был один учитель и законоучитель. В школе изучали: Закон Божий, пение, различные ремесла, рукоделие и, конечно, общеобразовательные предметы. И все они велись одним учителем – священником. График работы постоянно менялся из-за полевых и хозяйственных работ.
Учеба начиналась и оканчивалась молитвословием. Там, где они обучались, купец Д. Усов, построил по тем временам хороший теплый дом. Школа имела свою библиотеку, книг было немного. До приезда в общину 12.01.1914 г. Николая Селекова в школе уроки не проводились и поэтому дети стали заниматься 18 января 1914 г. В школе обучались 10 человек, в том числе 1 мальчик из шорцев, 2 русские девочки и 7 девочек «инородок». Из школьных принадлежностей ни ручек, ни книг, ни досок, ни перьев, ни тетрадей, ни учебников не было. Надо было все это купить, достать. Отец Николай на время занимал у школы в Матурском стане. В конце апреля 1914 г. в школу из «канцелярии Епископа Бийского» были присланы 16 пакетов с учебниками и учебными принадлежностями. А также школы Матурского отделения (Матурская, Тлаченская и другие) безвозмездно подарили книги, учебники. «Канцелярия» выслала 100 рублей. Школа на данную сумму приобрела книги, учебники, школьные принадлежности.
В конце 1915 года в школе было уже 12 учеников, позднее еще поступило 2 мальчика – «инородца» и 4 девочки: 2 – русские, 2 – «инородки». Учеников стало 18 , по тем временам это было хорошо. В одной из бесед с учителем русского языка Н.К. Пидюровой, которая проработала более 45 лет в школе, рассказала очень интересную историю. Ее бабушка, в те далекие годы жила и обучалась при Иверской общине. Была сестрой, с ее слов, обучали очень хорошо, она хорошо училась, писала грамотно, прекрасно читала на старославянском языке, так как при общине обучались «Жития Святых». И бабушка научила своих внучат свободно читать на старославянском языке. Это им пригодилось в учебе при Абаканском педагогическом институте на учителя русского языка. Когда община распалась, конечно, школы не стало. В самом поселке Балахташ до 1940 г. скупые сведения, в основном дети обучались в соседних селах. После Великой Отечественной войны на Балахташе школа существовала, как семилетка.
Население было большое, согласно архивным данным Матурского сельсовета, проживало 85 семей спецпоселенцев, в которых было 326 человек, из них 96 – мужей, 133 – жен, 97 – детей. Это были в основном литовцы – 280 человек, 2 – поляка, украинцы. Нужно было обучать детей, и обучали. Построили школу уже в конце 50-х годов, когда массово стали уезжать из Балахташа, стала работать начальная школа. Трудные годы, поселок в тайге, нет дорог. Позднее была построена узкоколейка, по которой ходил мотовоз, опять же используя подомовые книги тех далеких лет, выяснила, что в образование села Балахташ внесли большой вклад учителя, которые там работали. Они также внесли свой вклад, чтобы Матур становился центром образования. Все они преподавали по тем годам: русский язык, литературу, математику, географию, пение, рисование, биологию и т.д. Давно их нет, но фамилии их навечно внесены в домовые книги и память о них должны мы сохранить. Вот фамилии учителей поселка Балахташ, которые ушли в историю: 

  • Заведующая школой 1952 – 1962 гг. Мария Михайловна Пивоварова;
  • Анна Георгиевна Попова (1927 г.р.);
  • Директор семилетки 1952 г. Парфирий Алексеевич Кузнецов;
  • Лилия Захаровна Дорогая (1954 г.);
  • Полина Ларионовна Марченко (1959 – 1960 г., впоследствии работала учителем математики при Матурской школе);
  • Илья Сидорович Никитин;
  • Вера Георгиевна Метелкина (1955 – 1959 гг.);
  • Иёзы Журес (литовец);
  • Заведующий школой 1960 г. Гаврил Семенович Шулбаев;
  • Ида Михайловна Даурова (1952 – 1955 гг.);
  • Таисья Павловна Осипова с 1962 г.;
  • Юрий Иосифович Боргояков (1960 – 1962 гг.);
  • Зоя Иннокентьевна Саражакова (1960 г.);
  • Нина Васильевна Костычакова (1963 г.);
  • Директор школы Петр Васильевич Есиненко;
  • Алевтина Андреевна Логинова (1960 – 1963 гг.);
  • Наталья Ильинична Шуверова (Хрулева) (1951 – 1963 гг., впоследствии работала учителем начальных классов Матурской школы);
  • Директор школы 1950 г. Андрей Николаевич Такпешев;
  • Екатерина Георгиевна Иптышева (1951 – 1955 гг.);
  • Таисья Ивановна Шаврина (Карамышева) с 1950 г. (последние годы работала учителем начальных классов Матурской школы);
  • Василий Павлович Тартыгашев (1951 – 1955 гг.);
  • Геннадий Константинович Майтаков;
  • Матрена Степановна Григоренко до 1962 г.;
  • Ефросинья Егоровна Покачакова с 1952 г. (последние годы работала учителем начальных классов Матурской школы); 
  • Таисья Павловна Исупова 1964 г.;
  • Зоя Васильевна Маторина (Горенкова) (последние годы работала учителем начальных классов Матурской школы);
  • Зоя Васильевна Пономарева.

Возможно не все учителя, которые здесь перечислены, хотя бы эти фамилии прозвучали. Возможно кто и помнит, а у кого здесь живут дети, внуки. Память жива, мы должны их помнить. Мне хотелось немного написать о тех учителях, которых я знала, с которыми работала в 70 годы.
Таисья Ивановна Карамышева родилась в 1928 году. Семья, в которой она росла, была большая – 5 детей. Приехали жить в Сибирь из Пермского края в д. Н-Курлугаш, а потом в Матур. Купили небольшой домик по ул. Советская. В 1947 г. Таисья Ивановна закончила 2-х годичные курсы учителей начальных классов (такие курсы существовали после Великой Отечественной войны). В Балахташенской школе начала работать в начале 50-х гг. Молодая, красивая, добрая, образованная девушка первые годы жила там, в Балахташе, в 1952 году вышла замуж за Михаила Ивановича Карамышева. Переехали жить в Матур, но продолжала работать в Балахташе, благо ходил мотовоз «Матур – Балахташ». Постепенно учащихся становилось все меньше, и Таисья Ивановна стала трудиться в начальной школе с. Матур. Выпусков было много, дети любили своего учителя. Из воспоминаний Василия Ивановича Шулбаева (ими поделилась дочь Таисьи Ивановны): «Таисья Ивановна была моя первая учительница, мы часто бывали у нее дома, такими вкусными булочками она угощала нас. Мы ее любили, она дала нам прочные знания».
Зоя Васильевна Маторина – учитель начальных классов. Первые годы работала в Балахташе. В конце 60-х гг. – начале 70-х гг. переехала жить в Матур и последние годы посвятила работе в Матурской школе. Душевный человек. Много сил отдано ученикам, из воспоминаний ее выпускников: «Зоя Васильевна давала глубокие знания, а главное она нас очень любила и мы ее. Спокойная, но строгая, умела нас увлечь как на уроке, так и вне его. А какие беседы, игры она проводила! Благодаря Зое Васильевне мы в старших классах учились хорошо, и главное наш класс был дружный. Любовь, уважение и дружбу нам привила Зоя Васильевна. Мы всегда будем помнить ее».
Наталья Ильинична Хрулева начала работать в 50-х годах в Балахташе. Трудные послевоенные годы, приходилось работать в 2 смены. Добрая, понимающая, глубоко знающая предметы, сумела дать глубокие знания детям. 
Ефросинья Егоровна Покачакова – учитель начальных классов и последний директор или заведующая школой перед ее закрытием. Она осталась работать одна до закрытия Балахташенской школы. Много сил, терпения был вложено ей, как заведующей школой. Она и директор, и учитель, и сторож-истопник и т.д. В школе всегда был порядок, чистота, тепло. Дети ходили с удовольствием в школу, где их ждала Ефросинья Егоровна. Строгая, но справедливая, давала хорошие знания детям. Последние годы работала учителем начальных классов в Матурской школе.
Зоя Васильевна Пономарева – трудилась учителем в Балахташе 6 лет. Вела биологию, химию, географию и др. Дальнейшая судьба – это Б-Сея, Таштыпская школа №2.

Каждый названный учитель внес большую лепту в образование Матурского сельсовета, в частности с. Балахташ. Хотелось бы в данной статье частичку упомянуть о школьном просветительском образовании в п. Алдеш и Тлачек, т.к. они входили в те далекие годы в состав Матурского сельсовета. Здесь учителя также внесли свой посильный вклад в просвещение населения.

Тамалыкская начальная школа: 

  • Екатерина Николаевна Токмашева;
  • Павел Яковлевич Токмашев;
  • Анна Сарпионовна Глагольева;
  • Константин Алексеевич Миягашев.

Тлачек: 

  • Павел Васильевич Тоданов.

В п. Алдеш учителем работал Константин Алексеевич Миягашев. После выхода постановления «о ликвидации безграмотности населения». Константин Алексеевич был направлен в п. Алдеш. Учить детей, подростков, взрослое население. Образование у него было всего 7 классов. По тем временам это было хорошо.
Константин Алексеевич Миягашев родился 14.01.1917 г. д. Саракал Татыпского района. Окончил 7 классов, был призван в армию в марте 1939 года Таштыпским райвоенкоматом Хакасской автономной области. Был призван в июле 1942 года на войну. В боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны принимал участие в составе 271-го отдельного саперного батальона (командир саперного отделения), с мая 1943 г. – 29-го отдельного пулеметно-артиллерийского батальона (старшина пулеметной роты). Был контужен. Имел боевые награды. Демобилизован 20.03.1946 г. Жил и работал учителем в с. Тамалык, Алдеш. Умер 28.04.1969 г. Воспитал 9 детей, 2 из них стали учителями, есть и внуки, которые пошли по стопам дедушки.
Итак, все учителя трудились на пределе физических сил на образование села. Мы обязаны сохранить для наших потомков их имена. Вот такой благородной и благодарной цели и служит моя статья. Она содержит краткую биографическую справку об учителях, работающих в Матурском сельсовете в начале 20 века.

«Народ умирает, когда
Становится населением, 
А населением он становится, 
Когда забывает свою историю».

Выражаю благодарность Матурскому сельсовету в лице Н.С. Ивановой и С.О. Кузургашевой за предоставление архивных данных.

Л. Дубровина, 
с. Матур

35

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы