• Архив номеров
  • Погода за окном:
  • знач. изм.
    EUR USD 12/12 36.18 0.1937
    EUR EUR 12/12 49.58 0.5674

Архив

Последние комментарии

Объявления

Вопрос-ответ

Здравствуйте. Кто сейчас начальник почты Таштыпа ?

Пермяков Артем Викторович

Добавить вопрос

Имя
E-mail
Вопрос:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Отправить

    Есть язык – есть развитие

    Национальное воспитание

    2018.11.30 280 0
    Есть язык – есть развитие

    20 ноября первый заместитель главы Таштыпского района Георгий Гаврилович Тодинов провел совещание руководителей образовательных организаций района, в котором приняли участие начальник отдела национального образования Министерства образования и науки РХ Ольга Васильевна Доможакова и помощник депутата Государственной Думы Н.С. Максимовой Любовь Иосифовна Аёшина. Открывая совещание, Г.Г. Тодинов сказал, что сохранение языка народа, на территории которого мы живем, является одной из главных задач, так как если язык уходит из общения, то прекращается и развитие народной культуры. Фундаментом сохранения языка является, конечно, бытовое общение в семье, но как раз в этом самом фундаменте в настоящее время есть проблемы. И теперь очень важно создать все условия для возбуждения интереса и желания учить и говорить на родном языке. В Таштыпском районе этому уделяется много внимания.

    Организация изучения родного языка

    Ведущий специалист МКУ «УО Таштыпского района» Елена Гавриловна Тюмерекова рассказала о том, что в 11-ти общеобразовательных школах района обучаются в этом учебном году 2111 детей, из них 1036 человек, т.е. 49%, – хакасской национальности.

    Хакасский язык изучают 1197 школьников, из них 959 (92, 6%) детей-хакасов, 238 детей других национальностей. Для сравнения, в 2015-2016 учебном году изучали хакасский язык 923 человека, из них 878 (89%) – хакасы, 45 – дети других национальностей. Таким образом можно отметить повышение интереса к изучению хакасского языка не только у хакасов, но и у детей других национальностей.

    Изучение хакасского языка в школах проводится в трех формах: учебный предмет, учебный курс и внеурочная деятельность.

    В школах оборудованы профильные кабинеты. В частности, в кабинете Бутрахтинской средней школы имеются 10 ноутбуков, сетевое окружение, принтер-сканер, интерактивная доска, магнитно-маркерная доска, мультимедиа. Компьютеры и технические средства обучения имеются в кабинетах еще семи образовательных организаций.

    Обеспеченность учебно-методическими комплектами на хакасском языке –100%.

    На фестивалях и конкурсах звучит родная речь

    Каждый год ученики 5-11 классов участвуют в школьных и муниципальных этапах олимпиады по хакасскому языку и литературе, принимают активное участие в различных мероприятиях муниципального и республиканского уровней. Среди них Межрайонный фестиваль «Песня – душа народа», организованный в честь 80-летия композитора, заслуженного деятеля искусств РФ, народного артиста Хакасии Г.И. Челборакова; IX межрегиональный фестиваль интернациональной дружбы «Ынархас чоллары» («Дорога дружбы»), посвященный 155-летию со дня рождения Н.Ф. Катанова, первого хакасского ученого-востоковеда, этнографа, фольклориста.

    Команды средних школ сел Матур и Верх-Таштып принимали участие во Всероссийской научно-практической конференции «Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Сибири».

    В рамках Международного дня родного языка Матурская СОШ участвовала в научно-практической конференции «Литературное наследие М.Р. Баинова», в честь 80-летия поэта.

    В конкурсе сочинений и эссе «Айдастар» приняли участие школьники МБОУ «ТСШ №2», МБОУ «Малоарбатская СОШ», МБОУ «Верх-Таштыпская СОШ». «Малоарбатская СОШ» заняла 2 место.

    В 2017-2018 учебном году проходил проект «Чоным чылтызы», в котором приняли участие команды из 9-ти школ района. Летом, с 28 июля по 3 августа, на базе ГАУК РХ «Республиканский национальный музей-заповедник» была организована экспедиция «Чоным чылтызы», участники которой разработали социальные проекты, которые реализуются в школах в этом учебном году. Презентация реализованных проектов состоится в мае 2019 года на республиканском уровне.

    21 сентября 2018 года в Абакане в «Центре культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева» состоялся республиканский семейный фестиваль «Родной язык – душа народа». Таштыпский район на фестивале представляла семья Виталия Константиновича и Анастасии Васильевны Кулумаевых, род «Хобый». В номинации «Древо моей семьи» они заняли 2 место.

    В октябре 2018 года прошел конкурс «Чылтызахтар».

    В полуфинале конкурса диктантов в МБОУ «ТОШ-И №1» приняли участие 30 школьников и учащихся ПУ-16. В номинации «Театрализованное представление» Таштыпский район представляла команда МБОУ «Малоарбатская СОШ». В «Конкурсе ораторов» и «Конкурсе диктантов» – МБОУ «Бутрахтинская СОШ».

    В региональном туре Международного фестиваля для учащихся и студентов по литературам народов России и тюркоязычных стран СНГ ученица 11-го класса Бутрахтинской школы Токоякова Есения вышла в финал и в декабре этого года поедет на очный тур в город Казань.

    Накануне Дня народного единства прошла Всероссийская акция «Большой этнографический диктант». В Таштыпском районе площадкой проведения была МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1». В диктанте приняли участие 85 человек от 12 до 62 лет. Средний балл – 64.

    В конце ноября 2018 г. состоится республиканский фестиваль «Ине тiлi», на заочный тур которого материалы подали команды МБОУ «Большесейская СОШ» и МБОУ «Верх-Таштыпская СОШ».

    Учителя тоже учатся

    Хорошее знание родного языка становится важным для выпускников школ. Об этом говорит тот факт, что в 2017-2018 учебном году из 78 девятиклассников Таштыпского района государственный выпускной экзамен по хакасскому языку выбрали 26 человек (33.3 %). Из них на 4 и 5 сдали экзамен 21 человек.

    В образовательных учреждениях Таштыпского района работает 41 учитель хакасского языка и литературы. Со всеми ведется информационно-методическое сопровождение. Курсы по ФГОС прошли 90% педагогов.

    Учителя активно участвуют в семинарах, круглых столах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах муниципального и республиканского уровней.

    В 2017-2018 учебном году 6 учителей хакасского языка приняли участие в муниципальном этапе конкурса «Учитель года». Педагог Таштыпской школы-интернат №1 Эльза Константиновна Майнагашева стала победителем не только муниципального, но и республиканского этапа. Затем она приняла участие в заочном туре Всероссийского мастер-класса и, войдя в тридцатку лучших (из 356 участников), 14-16 ноября 2018 г. участвовала в очном этапе конкурса в г. Москва.

    Родной язык для дошкольников

    Изучение хакасского языка организовано в шести детских садах Таштыпского района и в группах дошкольного образования в Бутрахтинской, Анчулской и Матурской школах.

    В детских садах организуются и проводятся мероприятия, направленные на сохранение и развитие обычаев и традиций хакасского народа.

    В дополнение к сказанному Е.Г. Тюмерековой опытом приобщения малышей к родному языку поделилась заведующая детским садом «Рябинушка» Ирина Степановна Дубровина:

    – Детское учреждение посещают 46 детей-хакасов, что составляет 47 % от общего числа воспитанников. В 18-ти семьях национальные традиции передаются поколением бабушек и дедушек, которым важно, чтобы их дети и внуки говорили на хакасском языке. Но свободно разговаривают на хакасском языке только13 семей.

    Эффективный метод обогащения словарного запаса детей – игры-драматизации по сюжетам произведений хакасских поэтов и писателей И.П. Топоева, М.Е. Кильчичакова, С.П. Кадышева, хакасских народных сказок. Дети легко усваивают слова и звуки на хакасском языке при изучении хакасских песен, тахпахов.

    Взаимодействие с родителями в организации изучения хакасского языка играет важную роль. Родители получают консультации педагога дополнительного образования. На родительских собраниях акцентируется внимание на роль родного языка в семье, его сохранение. Родители с удовольствием принимают участие в проведении традиционных национальных хакасских праздников.

    Интересной формой приобщения семьи к изучению хакасского языка стала проектная деятельность. В 2016-2017 учебном году в рамках проекта «Хакасия – родник души» в каждой группе были созданы уголки национальной культуры, проводились праздничные мероприятия, на которых хакасские семьи могли рассказать историю рода, представить свое семейное древо; педагоги с воспитанниками устраивали театрализованные постановки; делали хакасские национальные украшения.

    В 2018 году реализуем новый проект «Театральное искусство Республики Хакасия как основа развития художественно-эстетических способностей воспитанников». Первый результат проекта – районное мероприятие «Театр вокруг нас», на котором присутствовали педагоги дополнительного образования, учителя хакасского языка. Активно участвовали в подготовке мероприятия и родители: разучивали стихи, изготавливали декорации и костюмы, подбирали творческий репертуар.

    Работа педколлектива по изучению родного языка и хакасской культуры гармонично объединилась с исследовательской деятельностью, и была представлена в мероприятиях: «Гордость потомков – Иван Матвеевич Штыгашев»; «Челбораков Георгий Иванович - первый хакасский композитор»; «Путеводная звезда Юрия Топоева»; «Нас пригласил театр в гости» (к 30-летию театра «Читiген»).

    Значимым для нас является участие в республиканском конкурсе «Пала тiли», который проводился в г. Абакане, где воспитанница нашего детского сада Саша Токчинакова заняла 4 место в номинации «Лучшее исполнение песни на хакасском языке».

    Родной язык – шорский

    В Матурской и Верх-Таштыпской школах с 2015 года через внеурочную деятельность организовано изучение шорского языка в количестве 3 часов в неделю. В 2018 году в Матуре учатся 13 школьников-шорцев. Шорский язык, как предмет, изучают 9 учащихся 1-8 классов.

    В Верх-Таштыпской школе организованы мастерские по обучению традиционному творчеству шорцев: «Чистое слово», «Мифы и легенды шорского народа», «Традиционная одежда шорцев», «Фольклор шорского народа»,– в которых во внеурочное время занимаются 35 обучающихся. Учитель МБОУ «Верх-Таштыпская СОШ» Маргарита Николаевна Мистрикова в марте 2018 года прошла курсы повышения квалификации «Обучение шорскому языку» в Новокузнецке.

    Колыбель языка – семья

    Таким образом, преподавание родного языка в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

    Однако, к сожалению в семьях недостаточно используют родной язык. В среднем около 40% детей приходят в школу, не владея родным языком. Поэтому следует больше внимания уделять работе с родителями. Для этого в 2018 году управлением образования Таштыпского района совместно с филиалом ХРОТО «Лига хакасских женщин «Алтынай» в Верх-Таштыпской средней школе было организовано общешкольное родительское собрание «Изучение родного, шорского языка».

    Для оказания помощи родителям, повышения интереса к родному языку в районной библиотеке организованы занятия «Изучаем хакасский язык с мамой», которые проводит Нина Сергеевна Бурнакова.

    Таштыпский район может быть примером

    Выслушав доклады Е.Г. Тюмерековой, И.С. Дубровиной, а также директора МБОУ «Бутрахтинская СОШ» А.В. Кулумаевой начальник отдела национального воспитания Министерства образования и науки РХ Ольга Васильевна Доможакова поблагодарила педагогов района за плодотворную работу. Она отметила, что показатели, достигнутые в Таштыпском районе, в целом соответствуют средним значениям по республике, а в некоторых случаях, в частности по дошкольным учреждениям, значительно выше средних. Однако успокаиваться на достигнутом не стоит. Следует стремиться к тому, чтобы родной язык изучали 100% учащихся. Ольга Васильевна рассказала о подготовке программ и учебников по хакасскому языку, литературе, а также истории Хакасии.

    Помощник депутата ГД Н.С. Максимовой Любовь Иосифовна Аёшина в свою очередь сообщила, что в Совете старейшин республики работает группа, контролирующая подготовку учебников, а также, есть мнение о необходимости организации дистанционного обучения взрослого населения хакасскому языку.

    – Таштыпский район – многонациональный, – сказала Любовь Иосифовна. – Он может и должен стать примером национального воспитания молодежи для других территорий республики.

    Ирина Кабанова

    На снимке: дети «Рябинушки» читают стихи на хакасском языке

    Рубрики:

    Номер:

  • распечатать
  • отправить другу
  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

Актуально

Новости

Фотогалерея

Каталог предприятий

    раскрыть списокскрыть список